Власти Италии вернули регулярный доступ к реестру бенефициаров, ограниченный после решения Суда ЕС о конфиденциальности частной жизни, но на новых условиях. Об этом пишет портал Quotidianopiu.
Что такое бенефициарная собственность и зачем ее контролировать
Вопросом контроля за реальными собственниками бизнеса органы власти различных стран озадачились еще несколько столетий назад. Подставных лиц и подставные компании использовали представители криминалитета, коррупционеры, предпринимателя, пытающиеся уклониться от налогообложения или тайно заключить сделку с собственными партнерами.
Эта тема широко освещалась в массовой культуре: например в романах «Золотой теленок» Ильфа и Петрова и «Граф Монте-Кристо» Александра Дюма.
В реальной жизни налоговым и правоохранительным органам, контрагентам, тендерным комитетам, судам, адвокатам, нотариусам и представителям антикоррупционных общественных организаций очень важно знать, какое физическое лицо на самом деле стоит за той или иной фирмой.
Как Schmidt&Schmidt писал ранее, в 1940-е годы понятие «бенефициарный собственник» начало применяться в сфере международного налогообложения (Соглашение об избежании двойного налогообложения между США и Канадой от 1942 года). В дальнейшем его заимствовала Великобритания, заключившая схожие по смыслу соглашения с рядом государств.
Бенефициарный владелец или бенефициарный собственник — это лицо, которое прямо или косвенно владеет компанией либо оказывает существенное влияние на принятие ею решений. Реальный конечный владелец может быть не указан в учредительных документах и не владеть напрямую ценными бумагами компании. Формы его контроля над фирмой бывают самыми разнообразными, но это не меняет тот факт, что бенефициаром является именно он.
Во второй половине ХХ столетия проблема бенефициарной собственности стала особенно острой. В результате развала колониальных империй и перераспределения мировых богатств, возникло немало государств и самоуправляемых территорий с ограниченными ресурсами, которые зарабатывали деньги, предоставляя право анонимной регистрации компаний иностранцам.
Такие фирмы по месту регистрации либо платили минимальные налоги, или были вообще освобождены от них, ограничиваясь фиксированными пошлинами. В дальнейшем эти компании выступали в роль «иностранных инвесторов» в странах реального ведения бизнеса их бенефициарами, и не платили налоги по месту работы. Те же схемы использовали мафиози и коррумпированные чиновники.
Развитие и богатые природными ресурсами государства из-за «оптимизации налогообложения» стали терять огромные суммы. Поэтому они инициировали создание международных организаций, борющихся с отмыванием денег и с фискальными нарушениями.
В 2012 году Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (Financial Action Task Force on Money Laundering — FATF) приняла свой очередной пакет рекомендаций, в который под номером 24 включила рекомендацию, касающуюся «прозрачности и бенефициарной собственности юридических лиц». С 2020 года эксперты FATF разрабатывали поправки, ужесточившие содержание данной рекомендации.
В 2022 году они были официально приняты. Группа потребовала, чтобы все государства предотвращали неправомерное использование юрлиц в целях отмывания денег и финансирования терроризма. Для этого органы власти должны собирать информацию о контроле над компаниями и бенефициарной собственности, предоставляя доступ к ней «компетентным» структурам.
Долгое время активнее всего за корпоративную прозрачность боролись в Европейском Союзе. Принятые руководством ЕС нормативные документы обязывали компании раскрывать данные своих бенефициарных владельцев и выкладывать их в специальные публичные реестры, где с ними ознакомиться могли все желающие. Но такое положение вещей порождало общественные дискуссии. Развернутая информация о бизнесменах делала их уязвимыми для вымогателей и мошенников.
В 2022 году Суд ЕС по иску предпринимателя из Люксембурга отменил требования официального Брюсселя по публикации данных бенефициаров. Европейская Фемида мотивировала это необходимостью защиты права на конфиденциальность и защиту личной жизни.
Входящие в Евросоюз государства начали постепенно ограничивать доступ к своим реестрам бенефициаров и искать юридический баланс между корпоративной прозрачностью и необходимостью защитить права отдельных граждан, владеющих бизнесом.
Каким будет доступ к реестру бенефициаров в Италии
В январе 2026 года в Италии вступили в силу изменения в законодательство о доступе к реестру бенефициаров, принятые в конце2025-го года. Откорректирована была статья 21 Законодательного декрета 231/2007 (так называемого «Декрета AML»), который является краеугольным камнем правовой системы Италии по борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма.
Изменения введены законодательным указом от 4 декабря 2025 года, утверждённым Советом министров в соответствии со статьёй 74 Директивы ЕС 2024/1640, а также Законом 182/2025, опубликованным в Официальном вестнике от 3 декабря 2025 года. Корректировки национальной нормативной базы Италии связаны с необходимостью выполнять решение Суда ЕС 2022 года об ограничении доступа к реестрам бенефициаров и с реализацией ряда новых директив Евросоюза, который переходит от модели «всеобщего» доступа к информации о бенефициарах к схеме «избирательного и обоснованного» доступа.
Руководство ЕС фактически поручило властям Италии найти баланс между корпоративной прозрачностью и защитой персональных данных. Результаты работы итальянских законодателей были одобрены Управлением по защите данных.
Ранее законодательство Италии предоставляло общественности «неизбирательный» доступ к информации о бенефициарных собственниках юридических лиц при условии уплаты пошлины.
Теперь все изменилось. Новая формула предполагает предоставление доступа лицам, способным подтвердить «значительный» и «дифференцированный» юридический интерес, в том случае, если запрошенная информация необходима для разрешения значимой в правовом плане ситуации.
Кроме того, ее можно получить при наличии задокументированных доказательств несоответствия между юридической собственностью и бенефициарным владением.
Доступ к реестру бенефициаров больше не является широко распространенным механизмом контроля корпоративной прозрачности, превратившись в способ купирования конкретных правовых рисков и защиты юридических интересов.
Бремя доказательства законности интереса возлагается на заявителя. Заявка должна быть подкреплена документальными свидетельствами, указывающими на наличие соответствующей проблемы.
Кроме того, последние изменения уточняют основания для доступа в реестр бенефициаров государственных административных органов. Он может быть связан с процедурами разрешений и концессий, выбора подрядчиков, выделения грантов, субсидий и финансовой помощи. Такие запросы направлены на предотвращение коррупции. На чиновников требования по «дифференцированности» интереса не распространяются. Легитимность запросов вытекает из институциональных функций.
Теперь в Италии существует четыре уровня доступа к реестрам бенефициаров, разделенных по субъектам:
- Компетентные (правоохранительные и специальные) службы, имеющие неограниченный доступ;
- Государственные органы, имеющие функциональный доступ;
- Частные субъекты, подтвердившие законные интерес, и имеющие дифференцированный доступ;
- Субъекты, защищающие общественный интерес, и получающие дифференцированный доступ после дополнительный проверки обоснованности их запроса.
Италия переходит от системы полной к системе выборочной корпоративной прозрачности, при которой режим доступа к реестру бенефициаров варьируется в зависимости от преследуемых целей.
У экспертов вызвал недоумение тот факт, что такая деликатная функция, как определение обоснованности доступа, теперь доверена торгово-промышленным палатам. По их мнению, данная практика может привести к возникновению ситуации неравномерности доступа к реестрам в зависимости от региона.
При этом, юристы отмечают, как позитивный фактор последних изменений, более уважительное отношение итальянских законодателей к защите конфиденциальности частной жизни граждан.
Что такое торговый реестр?
В нашем видео мы рассказываем, что такое торговый реестр и что можно сделать, чтобы проверить контрагента.
Если вам необходимо проверить вашего иностранного контрагента, обращайтесь в компанию Schmidt&Schmidt.
Мы предоставляем услуги по получению выписок из торговых реестров более чем в 100 странах мира.