Минюст Люксембурга объявил о начале кампании по реформированию национального бизнес- реестра — Luxembourg Business Registers (LBR). Она будет выражаться, в частности, в изменении походов к работе с компаниями. Об этом пишет издание RTL Today.
Как менялась работа торгового реестра Люксембурга в последнее время
В состав учредителей Люксембургского бизнес-реестра входят государство, Торговая палата (Chamber of Commerce) и Ремесленная палата (Chamber of Skilled Trades and Crafts). Под управлением LBR находятся ключевые национальные реестры: Торговый и корпоративный реестр (RCS), Реестр бенефициарных владельцев (RBE), Электронный справочник компаний и ассоциаций (RESA), а также Реестр несостоятельности (REGINSOL).
Как Schmidt&Schmidt писал ранее, в начале 2025 года Великое Герцогство Люксембург провело реформу в сфере регулирования деятельности реестра компаний и контроля бенефициарного владения бизнесом.
Правовой режим был изменен законом, который приняли 23 января 2025 года. Он конкретизировал отдельные процедуры и привел нормативную базу Люксембурга в соответствие с решением Суда Европейского Союза от 22 ноября 2022 года, защищающим право владельцев компаний на конфиденциальность.
Нормы нового закона предусматривали проведение перекрестных проверок данных, содержащихся в реестрах компаний и бенефициарных владельцев с другими национальными реестрами. Одним из примеров такого контроля является автоматическое приведение адресов компаний в соответствие с данными из национального реестра населенных пунктов.
Для реестра компаний были введены дополнительные параметры стандартизации данных физических и юридических лиц, которые указываются при регистрации. В значительной мере это стало обобщением практик, введенных другими нормативными актами.
Закон предусматривал усиленный режим мониторинга содержащихся в реестрах данных. Уполномоченные органы смогли вести его постоянно, проверяя актуальность информации, отправляя запросы, напоминая должностным лицам об их обязательствах и принимая меры административного воздействия. Невыполнение их требований может привести к официальному предостережению, введению санкций или передаче материалов в прокуратуру.
Законные владельцы, включенные в реестр компаний, автоматически предлагаются для внесения и в реестр бенефициарных собственников, если ничего не свидетельствует об обратном. Это упрощает стоящие перед руководством компаний задачи и сэкономит им время.
Новый закон также предусматривал обязательное внесение в реестр компаний данных зарегистрированных альтернативных инвестиционных фондов и стандартизирует требуемую информацию об их управляющих.
Люксембург фактически сделал частью национального законодательства нормы, содержащиеся в решении Суда ЕС о защите конфиденциальности владельцев компаний. Великое Герцогство признало, что неограниченный публичный доступ к данным бенефициаров представляет собой серьезное посягательство на основные права человека.
Поэтому доступ должен предоставляться в объеме, требуемом для противодействия финансовой преступности. Его получат, согласно новому закону, уполномоченные национальные органы, специалисты по борьбе с отмыванием денег, органы самоуправления при выполнении антиотмывочных функций, лица, подтвердившие свой законный интерес, а также государственные учреждения, имеющие такое право в соответствии с другими законами. К лицам, имеющим законный интерес, относятся, в частности, профессиональные журналисты.
Как Люксембург реформирует торговый реестр в 2026 году
28 января 2026 года министр юстиции Люксембурга Элизабет Марге провела пресс-конференцию, на которой рассказала о состоянии корпоративного сектора страны и о новой реформе деятельности национального бизнес-реестра.
По данным Минюста Люксембурга, в торговый реестр страны состоянием на 31 декабря 2025 года входили 168000 юридических лиц — на 13000 больше, чем годом ранее. Однако, несмотря на позитивную количественную динамику, в корпоративном секторе существует и серьезная проблема — значительное количество зарегистрированных компаний не соблюдают свои юридические обязательства. Это и подтолкнуло власти Люксембурга к проведению нового этапа реформирования LBR.
Элизабет Марге презентовала план реформы реестра на пресс-конференции. Он является частью более широкой стратегии по повышению «качества, надежности и эффективности» государственной политики в сфере бизнес-информации.
Марге подчеркнула, что в рамках административных преобразований, произошедших в 2025 году, национальный бизнес-реестр уже юридически перешел от простого сбора данных к активному мониторингу корпоративной среды. Нынешний этап реформы должен стать шагом к практическому воплощению данных принципов в жизнь. LBR получит новые инструменты для обеспечения соблюдения корпоративных норм.
Применение мер к бизнес-среде будет поэтапным. На начальном этапе усилия будут сосредоточены на профилактике, включая информационные кампании, направленные на поощрение добровольного соблюдения требований. По истечении этого периода власти оценят результаты. На последующем этапе могут быть введены официальные санкции в отношении организаций, которые продолжат нарушать закон. Среди потенциальных санкций: повышение сборов, исключение из реестра или передача материалов для принятия правового решения в прокуратуру.
Компании, зарегистрированные в Торговом и корпоративном реестре, а также в Реестре бенефициарных владельцев, проходят «ручную» проверку на предмет достоверности данных со стороны работников LBR.
После первоначальной проверки информация о компании «подвергается автоматизированному и регулярному мониторингу на протяжении всего ее жизненного цикла для выявления недостающей, устаревшей или сомнительной информации».
Как заявляют в Минюсте, Люксембургский бизнес-реестр «будет проводить целенаправленную информационную работу с компаниями и ассоциациями, чтобы обеспечить актуальность их данных».
Усиление соблюдения требований законодательства способствует борьбе с экономическими преступлениями и повышает доверие к реестрам как к официальным справочным источникам для государственных органов и экономических субъектов
— говорится в официальном заявлении Министерства юстиции Люксембурга.
Элизабет Марге развила эту мысль на пресс-конференции, подчеркнув, что нынешние реформы имеют «двойственную» цель: «гарантировать надежные, точные и честные реестры, чтобы информация постоянно была актуальной и могла использоваться с максимальной эффективностью», и «бороться с экономическими преступлениями».
Фактически власти Люксембурга дали понять представителям бизнеса, что грядущая информацинно-профилактическая кампания — последний шанс для нарушителей привести свои данные в порядок, а иначе их могут ждать жесткие юридические санкции.
Торговый и корпоративный реестр Люксембурга в его нынешнем виде существует с 2003 года. В свою очередь, Реестр бенефициарных владельцев, в котором перечислены фактические конечные собственники этих предприятий, был создан в 2019 году в соответствии с инициативами по борьбе с отмыванием денег.
Он был основан после серии журналистских расследований, «подсветивших» Люксембург, как страну с закрытыми деловыми отношениями. В частности, речь идет о скандале Luxleaks 2014 года, в ходе которого выяснилось, как мировые корпоративные гиганты пользуются фискальными преференциями Люксембурга для ухода от легального налогообложения в странах, в которых они фактически работают. А в 2021 году журналисты объявили о том, что в Люксембурге могут прятать свои средства представители международной организованной преступности.
Что такое торговый реестр?
В нашем видео мы рассказываем, что такое торговый реестр и что можно сделать, чтобы проверить контрагента.
Если вам необходимо проверить вашего иностранного контрагента, обращайтесь в компанию Schmidt&Schmidt.
Мы предоставляем услуги по получению выписок из торговых реестров более чем в 100 странах мира.