В апреле 2026 года будет введена платная услуга по запросу информации о бенефициарах компаний на Британских Виргинских островах, но не о всех. Об этом пишет портал ATCTW.
В чем проблема с контролем бенефициарной собственности на заморских территориях Великобритании
Как Schmidt&Schmidt писал ранее, соперничество между бизнесом, который пытается скрыть реальную структуру собственности, и властями, стремящимися раскрыть ее, продолжается в различных странах мира столетиями.
У желания коммерсантов оставаться в тени есть две основные предпосылки:
- — Намерение защититься от злоумышленников;
- — Попытка скрыть что-то от государства или партнеров.
С безопасностью все, в целом, понятно. Многие богатые люди не хотят демонстрировать на публике свое состояние и персональные данные, чтобы не стать жертвами похитителей, вымогателей и мошенников.
Поводов скрывать средства от государства — несколько. Самый распространенный — это «оптимизация» налогообложения. Еще со времен античности предприниматели стремились платить торговые и таможенные сборы в юрисдикциях с наименьшим уровнем налогообложения. В ХХ веке данная практика была поставлена на поток. На фоне распада колониальных империй, бывшие владения европейских держав, ставшие независимыми государствами или автономными заморскими территориями, стали предлагать «офшорные» услуги. Пик этого процесса пришелся на 1970-е—1990-е годы.
Предприниматели из экономически развитых держав с высоким уровнем налогов или богатых ресурсами стран регистрировали компании в юрисдикциях с минимальной фискальной нагрузкой. В дальнейшем эти фирмы выступали в роли «инвесторов» в стране ведения бизнеса. Так, на определенном этапе крупнейшим «инвестором» в постсоветские республики стал Кипр. По оценкам экспертов, из-за подобных схем мир теряет в наши дни свыше 400 млрд долларов налоговых поступлений в год.
Вторая распространенная причина сокрытия реальной структуры собственности компаний — коррупция. В законодательстве многих государств закреплен запрет на занятие бизнесом для государственных служащих, в том числе занимающих выборные должности. Однако не у всех из них есть желание отказываться от своих коммерческих активов.
Более того, многие чиновники и политики используют служебное положение в целях заработка — например, лоббируют выделение государственных заказов на связанный с ними бизнес. Время от времени скандалы с утечками документов (например, знаменитый «Панамский архив» — «Panama Papers») вскрывают факты наличия у высокопоставленных лиц из разных стран офшорных активов. Это может привести к отставкам и или возбуждению уголовных дел. Тем не менее, желающие совмещать бизнес и политику остаются.
Еще один повод для «закрытости» конечных собственников — отмывание грязных денег или финансирование терроризма. Лица, получившие теневые доходы от торговли наркотиками и людьми, мошенничества и рэкета переводят их в офшорные юрисдикции, где регистрируют (в том числе, через подставных лиц) «легальные» компании, которые позволяют имитировать в других странах законный статус коммерческой деятельности и обосновывать наличие значительных средств.
В 1990-е—2000-е годы власти ряда государств и руководители международных организаций подняли вопрос «прозрачности» бизнеса в мировых масштабах. Компании стали заставлять раскрывать своих конечных владельцев («бенефициаров»). Против юрисдикций, отказывающихся сотрудничать с другими странами в вопросах антиотмывочной деятельности и избежания двойного налогообложения, стали вводить санкции.
Особую активность в этом направлении развили Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (Financial Action Task Force on Money Laundering — FATF) и Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Попавшие в их «серые» и «черные» списки государства лишались инвестиций и испытывали сложности с международными платежами.
FATF издала Рекомендацию 24, которая требовала «прозрачности» бизнеса и контроля бенефициарной собственности. В актуальной редакции данная рекомендация включает в себя условие по ведению реестров бенефициаров. В ряде стран и международных объединений существуют еще более жесткие требования — по публичному раскрытию данных конечных собственников компаний.
Контроль бенефицирной собственности в Великобритании и проблема заморских территорий Великобритания в XXI веке стала одним из лидеров в сфере обеспечения прозрачности бизнеса, создав публичный реестр бенефициаров. К тому моменту, когда суд Европейского союза принял решение о «закрытии» реестров из соображений конфиденциальности, Соединенное Королевство уже вышло из ЕС, поэтому оставило свою базу конечных собственников бизнеса «открытой».
Однако «прозрачность» коммерческой деятельности породила проблему в отношениях официального Лондона со своими заморскими территориями. Многие из них ранее существовали за счет колониальной торговли и плантационного хозяйства. На фоне изменения системы отношений с Лондоном и из-за нехватки собственных ресурсов, во второй половине ХХ века они оказались в кризисной ситуации. Выходом для таких юрисдикций оказалось оказание офшорных услуг, на которые власти Великобритании долгое время смотрели сквозь пальцы. Но в последнее десятилетие правительство Соединенного Королевства стало давить на заморские территории с целью принуждения их к «прозрачности».
Процесс борьба за открытость бизнеса резко активизировался после прихода к власти в Великобритании лейбористов, пообещавших своему электорату жестко противодействовать отмыванию денег.
Администрации всех заморских территорий вынуждены были гарантировать официальному Лондону создание реестров бенефициаров и обеспечение доступ к ним общественности. Однако на сегодняшний день всего три юрисдикции (Монтсеррат, Гибралтар и остров Святой Елены) сделали это, а Фолклендские острова находятся в стадии создания реестра. Самой «проблемной» территорий оказались Британские Виргинские острова.
Что происходит с контролем бенефициарной собственности на Британских Виргинских островах
Британские Виргинские острова — одна из самых крупных офшорных юрисдикций в мире. Согласно ряду оценок, в ней зарегистрированы около 900 тыс. фирм, каждая третья из которых — экономически активна, и это при населении менее 40 тыс. человек. Бизнес БВО владеет примерно полутора триллионами долларов США.
Британские Виргинские острова долгое время считались одним из самых надежных убежищ для предпринимателей, не желающих раскрывать информацию о структуре своего бизнеса — в том числе, из-за сомнительных схем.
В конце 2024 года власти БВО под давлением из Лондона пообещали в ближайшее время запустить реестр бенефициаров на базе современной цифровой платформы и обеспечить прозрачность ведения бизнеса в юрисдикции. Однако затем стали возникать «технические причины», по которым запуск реестра стал переноситься.
Британские Виргинские острова оказалась в «сером списке» FATF, но даже не этом фоне реестр не заработал. В МИД Великобритании подвергли власти БВО жесткой критике и потребовали максимально ускорить раскрытие данных бенефициаров. Однако уже через несколько дней после этого премьер-министр БВО доктор Наталио Уитли объявил, что обеспечит доступ к информации о конечных собственниках бизнеса на основании подтверждения «законного интереса», и в Лондоне якобы с этим согласны. Но позиция британских властей оказалась далеко не так однозначно.
Как написала Guardian, идею ограниченного доступа к реестру бенефициаров БВО жестко раскритиковали в парламенте Соединенного Королевства.
Публичные реестры бенефициарных владельцев акций уже давно считаются лучшим средством выявления коррупции и уклонения от уплаты налогов на заморских территориях
— отметили журналисты Guardian.
По мнению британских парламентариев, нарушение принципов прозрачности БВО будет подрывать репутацию Великобритании, как «чистого» места для ведения бизнеса. Однако, похоже, на островах смогли продавить свою позицию, и даже с большими ограничениями, чем предполагалось изначально.
С 1 апреля 2026 года будет внедрена система платного доступа к реестру бенефициаров коммерческих компаний и товариществ с ограниченной ответственностью БВО. Под бенефициарами имеются в виду конечные собственники, имеющую долю от 25% в соответствующих юридических лицах. Из реестра можно будет получить следующую информацию:
- фамилия и имя бенефициара;
- Месяц и год рождения бенефициара;
- Гражданство бенефициара.
Однако при подаче заявок на предоставление информации необходимо будет подтвердить свой законный интерес, которые может выражаться в следующих мотивах:
- Проведение расследования фактов отмывания денег, финансирования терроризма или распространения оружия массового уничтожения;
- Проверка благонадежности со стороны регулируемой организации;
- Наличие у фирмы связей с осужденным или находящимся под следствием за отмывание денег и финансирование терроризма лицом.
Подать запрос можно, согласно специальной инструкции:
- От своего имени;
- От имени юридического лица;
- От имени регулируемой организации.
При этом, физическому лицу необходимо подтвердить личность, а юридическим — предоставить официальные данные о себе. Заявитель обязан:
- Представить доказательства законного интереса;
- Оплатить пошлину;
- Подписать заявление;
- Предоставить по требованию регистратора дополнительную информацию.
Окончательное решение о том, предоставлять данные или нет, принимает регистратор. Однако существует еще одно серьезное ограничение по ответам на запросы.
Со 2 января 2026 года реестр собирает заявления от бенефициаров, которые считают, что их данные раскрывать нельзя. Основания для этого могут быть следующие:
- Из-за разглашения информации существует риск совершения противоправных действий против бенефициара и его близких (мошенничества, похищения, вымогательства, насилия, преследования);
- Информация касается детей или недееспособных лиц;
- Информация может нанести ущерб интересам национальной безопасности БВО;
- Предоставление информации не отвечает общественным интересам;
- Существуют особые причины для закрытия информации.
Под первый критерий, при желании, можно подвести данные практически любого бенефициара. Конечное решение по закрытию информации будет принимать регистратор. Реакция официального Лондона на финальный формат работы реестра бенефициаров на БВО пока не известна.
Что такое торговый реестр?
В нашем видео мы рассказываем, что такое торговый реестр и что можно сделать, чтобы проверить контрагента.
Если вам необходимо проверить вашего иностранного контрагента, обращайтесь в компанию Schmidt&Schmidt.
Мы предоставляем услуги по получению выписок из торговых реестров более чем в 100 странах мира.