
Правительства разных стран ограничивают доступ к реестрам бенефициаров или переносят сроки их запуска.
Бенефициарная собственность
Вопрос установления конечных реальных собственников коммерческих предприятий остается актуальным уже сотни лет. Коррупционеры и бизнесмены, не желающие платить налоги, долгое время использовали подставные компании (в том числе, зарегистрированные за границей) для того, чтобы оказывать выгодное влияние на заключение контрактов или незаконно снижать фискальную нагрузку.
В то же самое время, коммерсанты часто применяют «цепочки» компаний и фирмы-«прокладки» для того, чтобы обезопасить себя от утечек об истинных размерах своего состояния — и, соответственно, от потенциальных угроз со стороны грабителей, вымогателей и мошенников. В любом случае, государственные власти и потенциальные контрагенты всегда заинтересованы знать, кто стоит за той или иной фирмой. Поэтому и возникает вопрос бенефициарной собственности.
Как Schmidt&Schmidt писал ранее, в 1940-е годы понятие «бенефициарный собственник» начало применяться в сфере международного налогообложения (Соглашение об избежании двойного налогообложения между США и Канадой от 1942 года). В дальнейшем его заимствовала Великобритания, заключившая схожие по смыслу соглашения с рядом государств.
Бенефициарный владелец или бенефициарный собственник — это лицо, которое прямо или косвенно владеет компанией либо оказывает существенное влияние на принятие ею решений.
Следует обратить внимание на то, что бенефициар может быть не указан в правоустанавливающих документах, являясь при этом фактическим собственником активов и извлекая выгоду из деятельности организации анонимно.
В 1970-е годы в мире возникла тенденция по «оптимизации» налогообложения на международном уровне. Небольшие государства Латинской Америки, а также бывшие колонии и заморские владения европейских держав, не имея достаточных ресурсов для экономического развития, стали предоставлять услуги регистрации компаний с минимальным или нулевым (при условии уплаты специальных пошлин) налогообложением. Реальным владельцам таких компаний обеспечивалась высокая конфиденциальность или возможность управлять фирмой через специального подставного «агента».
Предприниматели из высокоразвитых или богатых природными ресурсами стран регистрировали в таких офшорных юрисдикциях предприятия для того, чтобы выступать в своих же странах в качестве «инвесторов» и не платить налоги. Кроме того, коррумпированные чиновники и представители оргпреступности могли спокойно «заводить» свои офшорные предприятия на выгодные (благодаря политическому или криминальному влиянию) контракты, не рискуя быть разоблаченными.
Налоговые потери в крупных странах из-за офшорных схем стали расти так быстро, что проблемой прозрачности бенефициарного владения всерьез озадачились на международном уровне. В 2012 году Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (Financial Action Task Force on Money Laundering — FATF) приняла свой очередной пакет рекомендаций, в который под номером 24 включила рекомендацию, касающуюся «прозрачности и бенефициарной собственности юридических лиц».
С 2020 эксперты FATF разрабатывали поправки, ужесточившие содержание данной рекомендации. В 2022 году они были официально приняты. Группа потребовала, чтобы все государства предотвращали неправомерное использование юрлиц в целях отмывания денег и финансирования терроризма. Для этого органы власти должны собирать информацию о контроле над компаниями и бенефициарной собственности, предоставляя доступ к ней «компетентным» структурам.
В конце 2010-х годов передовым сообществом в вопросе раскрытия бенефиарного владения стал Европейский Союз. Брюссель издал ряд директив, которые обязывали страны ЕС собирать информацию о конечных собственниках бизнеса и выкладывать ее в публичный доступ. Но в 2022 году Европейский Суд по иску люксембургского предпринимателя признал требования о публичности реестров бенефициаров нарушающими права человека в части конфиденциальности личной жизни.
После этого власти европейских государств начали постепенно ограничивать доступ к реестрам. Исключением стала Великобритания, которая успела выйти из состава ЕС до решения Евросуда, и теперь не только сохранила в законодательстве нормы о публичности бенефициарной собственности, но и заставляет внедрять аналогичные меры свои заморские и зависимые территории.
В целом, в последнее время в мире наметился тренд на стремление властей избегать излишней публичности в сфере бенефициарного владения. В частности, это связано с оттоком капиталов из государств, которые слишком активно раскрывают данные предпринимателей.
Что происходит в мире в сфере контроля бенефициарной собственности в октябре 2025 года
Власти Португалии, следуя решению Суда ЕС, ограничивают доступ к реестру бенефициаров. Президент страны подписал указ об изменении правового режима Центрального реестра бенефициарных владельцев. Данное решение было одобрено на заседании Совета министров и приводит нормативную базу Португалии в соответствие с решениями Суда Европейского Союза о доступе к данным реестров на национальных платформах.
Нормативный акт требует доказательства законного интереса для доступа к информации реестра. Правительство заявило, что это изменение «направлено на обеспечение справедливого баланса между защитой основных прав, таких как уважение к неприкосновенности частной жизни и защита персональных данных, и достижением целей общего интереса, таких как защита финансовой системы ЕС от отмывания денег и финансирования терроризма».
В настоящее время, когда гражданин намеревается ознакомиться с реестром компании, он должен указать причину обращения (свободно изложив причину доступа), без необходимости ссылаться на «законный интерес», как это будет требоваться теперь.
Эксперты на Бермудских островах комментируют недавнее принятие Закона о бенефициарном владении. Как Schmidt&Schmidt писал ранее, новый нормативный акт лишил полномочий в сфере контроля бенефициарной собственности Денежно-кредитное управление Бермудских островов и официально сделал администратором реестра бенефициаров Регистратора компаний. Согласно закону, от сдачи бенефициарной отчетности освобождаются акционерные общества, акции которых торгуются на бирже, а также их дочерние компании (в которых им принадлежит не менее 75% акций или голосов).
Бенефицирным собственником считается лицо, которое владеет 25% акций либо голосов, имеет контроль над управляющими органами компании или контролирует ее каким-то другим способом. Информация должна храниться по адрес регистрации компании на Бермудских островах, и в любой момент находиться в доступе у Регистратора компаний.
Если руководство компании пытается препятствовать Регистратору, он может привлечь ее к ответственности через суд. Однако доступ к реестрам через Регистратора будет иметь лишь ограниченный перечень уполномоченных лиц.
Для предприятий и поставщиков услуг это сигнал о более высоких ожиданиях…, поскольку точность, проверка и обеспечение соблюдения требований теперь выходят на первый план
— пишет на страницах Royal Gazette руководитель отдела нормативно-правового соответствия компании Appleby Джарион Ричардсон.
По его словам, новый нормативный акт объединяет существующие правила раскрытия информации о собственности в единый закон, повышает планку проверки информации об акционерах и контролерах, а также ужесточает требования относительно соблюдения этих правил.
Закон представляет собой одновременно и меру обеспечения соответствия требованиям внешнего контроля, и стратегическую инвестицию в способность Бермудских островов сохранять доступ к капиталу и торговле. Законопроект вносит ряд существенных изменений в порядок сбора, проверки и обеспечения соблюдения информации о владельцах компаний на Бермудских островах. Он имеет широкий охват, распространяя обязательства по обеспечению прозрачности на весь корпоративный ландшафт острова… Центральным элементом нового закона является требование о надлежащей проверке информации о бенефициарных владельцах. Теперь… предоставляемые сведения должны быть подкреплены… документами, удостоверяющими личность
— пишет Ричардсон.
Эксперт говорит о необходимости уравновесить «внешнее давление в сторону открытости с собственными конституционными и законодательными мерами по защите конфиденциальности». Теперь нужно подождать, как отреагирует на происходящее официальный Лондон.
Работа над реестром бенефициаров в Австралии ведется уже много лет. И сейчас об этом процессе прозвучало два «разнонаправленных» сигнала.
В 2024 году правительство Австралии обещало в сжатые сроки запустить реестр конечных владельцев бизнеса для нужд узкого круга государственных органов и журналистов. Теперь Министерство финансов обещает сделать реестр общедоступным. Однако его запуск переносится на 2028 год.
Возможность скрывать владение компаниями может способствовать совершению всех видов преступлений, включая уклонение от уплаты налогов, отмывание денег и мошенничество… Реестр должен будет обеспечить наличие санкций для тех, кто действует в качестве подставных лиц…, и не раскрывают, от имени кого действует
— отметил в беседе с австралийскими СМИ представитель организации Tax Justice Network Australia доктор Марк Зирнсак.
Тем не менее, запуск реестра переносится до следующих федеральных выборов. Таким образом, действующая власть фактически пока снимает с себя ответственность за данный проект.
Что такое торговый реестр?
В нашем видео мы рассказываем, что такое торговый реестр и что можно сделать, чтобы проверить контрагента.
Если вам необходимо проверить вашего иностранного контрагента, обращайтесь в компанию Schmidt&Schmidt.
Мы предоставляем услуги по получению выписок из торговых реестров более чем в 100 странах мира.