
5 ноября 2017 года Международный консорциум журналистов-расследователей (ICIJ) опубликовал документы юридической компании Appleby, проливающих свет на триллионы долларов, прошедших через офшорные налоговые гавани. Утечка уже получила название «Райские документы».
Райские документы включают около 7 млн. договоров займа, финансовую отчетность, электронную переписку, трастовых документов и других бумаг, собранных за более чем 50 лет в компании Appleby, бермудской юридической фирмой, учрежденной 119 лет назад и обслуживающей интересы «голубых фишек» и крайне состоятельных людей.
Appleby, помимо штаб-квартиры на Бермудах, имеет офисы в классических офшорных зонах (Британские Виргинские острова, Каймановы острова, остров Мэн, Джерси, Гернси, Сейшелы и Маврикий), а также в Гонконге и Шанхае. В Райские документы вошли не только файлы от Appleby, но также сингапурской трастовой компании Asiaciti Trust и реестров компаний Бермудов, Кайман, Ливана, Мальты и других стран.
Пьер Московиси, занимающий комиссара ЕС по вопросам экономики, сообщил о необходимости формирования единого реестра нарушителей налогового законодательства. Он призвал государства, входящие в Евросоюз, сформировать единый реестр нарушителей налогового законодательства и оперативно принять все нужные меры для борьбы с ними.
Вслед за заявлением Еврокомиссии, министры финансов ЕС решительно настроились к тому, чтобы подготовить «чёрный список» низконалоговых юрисдикций уже в декабре 2017 года.
Создание чёрного списка юрисдикций должно отпугнуть компании и физических лиц от использования низконалоговых юрисдикций. Причём поддержку этой идее выказывают, как чиновники разных европейских стран, так и некоторые группы населения.
При этом в черный список могут попасть и некоторые из государств ЕС, которые предлагаюь выгодные условия для инвесторов и компаний, например, Мальта, Люксембург, Ирландия и Швейцария. Включать в список собственных стран-участниц – не самая радужная перспектива. Однако уже есть мнение, что на это готовы пойти, чтобы выровнять условия работы внутри ЕС.