Черный список офшоров Европейского Союза включает в себя юрисдикции, не раскрывающие информацию о бенефициарах либо утаивающих налоговую информацию.
5 декабря 2017 года был опубликован список юрисдикций, не сотрудничающих с Европейским Союзом по налоговым вопросам.
Создание «черного списка» государств предусмотрено 4-й директивой ЕС против отмывания денег (4th Anti-Money Laundering Directive, AMLD4), принятой еще в 2015 году. Согласно этой директиве, в него входят страны, усилия которых в сфере противодействия отмыванию денег и терроризма ЕС считает недостаточными.
В список попали 17 стран: Американское Самоа, Бахрейн, Барбадос, Гренада, Гуам, Макао, Маршалловы острова, Монголия, Намибия, ОАЭ, Панама, Палау, Сент-Лючия, Самоа, Тринидад и Тобаго, Тунис и Южная Корея.
Евросоюз не выработал определенных санкций в отношении стран из "черного списка". Однако, можно предположить, что появится больше проверок или будут введены налоги.
На данный момент единственное более или менее реальное ограничение в связи с попаданием в чёрный список – это закрытый доступ к средствам Европейского Союза.
Интерес вызывает и так называемый "серый" список, состоящий из 47 стран. К нему относятся те страны, которые не в полной мере соответствуют требованиям ЕС в отношении налоговой прозрачности, но стремятся исправить несовершенства в той или иной части правового регулирования.
К 2018 году такие страны, как Кюрасао, Гонконг, Новая Каледония, Оман, Катар и Тайвань, а к 2019 году и Турция присоединятся к автоматическому обмену данных, соответствующему принципам эффективного налогового управления.
Ожидается, что к 2019 году Босния и Герцеговина, Кабо Верде, Фиджи, Иордания, Черногория, Сербия, Швейцария и Вьетнам присоединятся к Глобальному форуму по прозрачности и обмену информацией в налоговых целях.
Узнать о том, какие страны вошли в "серый" список, можно здесь.
По словам члена британского парламента Аннелизы Доддс, её разочаровало то, что заморские территории Великобритании находятся в сером списке, несмотря на все предпринятые в последнее время усилия. При этом она отмечает, что претензии выдвигают в том числе к открытому регистру бенефициаров в самой Великобритании. Она связывает это с некоторыми ошибками при внедрении правил и с недостатком политической воли при борьбе с уклонением.