
В правительстве БВО утверждают, что власти Великобритании признали целесообразность подтверждения «законного интереса» при доступе к реестру бенефициаров компаний заморской территории. Об этом пишет издание BVInews.
Реестры бенефициарных владельцев компаний: почему это важно
Соперничество между бизнесом, который пытается скрыть реальную структуру собственности, и властями, стремящимися раскрыть ее, продолжается в различных странах мира столетиями.
У желания коммерсантов оставаться в тени есть две основные предпосылки: первая — намерение защититься от злоумышленников, вторая — попытка скрыть что-то от государства или партнеров. С безопасностью все, в целом, понятно. Многие богатые люди не хотят демонстрировать на публике свое состояние и персональные данные, чтобы не стать жертвами похитителей, вымогателей и мошенников.
Поводов скрывать средства от государства — несколько. Самый распространенный — это «оптимизация» налогообложения. Еще со времен античности предприниматели стремились платить торговые и таможенные сборы в юрисдикциях с наименьшим уровнем налогообложения.
В ХХ веке данная практика была поставлена на поток. На фоне распада колониальных империй, бывшие владения европейских держав, ставшие независимыми государствами или автономными заморскими территориями, стали предлагать «офшорные» услуги. Пик этого процесса пришелся на 1970-е—1990-е годы.
Предприниматели из экономически развитых держав с высоким уровнем налогов или богатых ресурсами стран регистрировали компании в юрисдикциях с минимальной фискальной нагрузкой. В дальнейшем эти фирмы выступали в роли «инвесторов» в стране ведения бизнеса. Так, на определенном этапе крупнейшим «инвестором» в постсоветские республики стал Кипр. По оценкам экспертов, из-за подобных схем мир теряет в наши дни свыше 400 млрд долларов налоговых поступлений в год.
Вторая распространенная причина сокрытия реальной структуры собственности компаний — коррупция. В законодательстве многих государств закреплен запрет на занятие бизнесом для государственных служащих, в том числе занимающих выборные должности. Однако не у всех из них есть желание отказываться от своих коммерческих активов.
Более того, многие чиновники и политики используют служебное положение в целях заработка — например, лоббируют выделение государственных заказов на связанный с ними бизнес. Время от времени скандалы с утечками документов (например, знаменитый «Панамский архив» — «Panama Papers») вскрывают факты наличия у высокопоставленных лиц из разных стран офшорных активов. Это может привести к отставкам и или возбуждению уголовных дел. Тем не менее, желающие совмещать бизнес и политику остаются.
Еще один повод для «закрытости» конечных собственников — отмывание грязных денег или финансирование терроризма. Лица, получившие теневые доходы от торговли наркотиками и людьми, мошенничества и рэкета переводят их в офшорные юрисдикции, где регистрируют (в том числе, через подставных лиц) «легальные» компании, которые позволяют имитировать в других странах законный статус коммерческой деятельности и обосновывать наличие значительных средств.
В 1990-е—2000-е годы власти ряда государств и руководители международных организаций подняли вопрос «прозрачности» бизнеса в мировых масштабах. Компании стали заставлять раскрывать своих конечных владельцев («бенефициаров»). Против юрисдикций, отказывающихся сотрудничать с другими странами в вопросах антиотмывочной деятельности и избежания двойного налогообложения, стали вводить санкции.
Особую активность в этом направлении развили Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (Financial Action Task Force on Money Laundering — FATF) и Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Попавшие в их «серые» и «черные» списки государства лишались инвестиций и испытывали сложности с международными платежами.
FATF издала Рекомендацию 24, которая требовала «прозрачности» бизнеса и контроля бенефициарной собственности. В актуальной редакции данная рекомендация включает в себя условие по ведению реестров бенефициаров. В ряде стран и международных объединений существуют еще более жесткие требования — по публичному раскрытию данных конечных собственников компаний.
Контроль бенефицирной собственности в Великобритании и проблема заморских территорий Великобритания в XXI веке стала одним из лидеров в сфере обеспечения прозрачности бизнеса, создав публичный реестр бенефициаров. К тому моменту, когда суд Европейского союза принял решение о «закрытии» реестров из соображений конфиденциальности, Соединенное Королевство уже вышло из ЕС, поэтому оставило свою базу конечных собственников бизнеса «открытой».
Однако «прозрачность» коммерческой деятельности породила проблему в отношениях официального Лондона со своими заморскими территориями. Многие из них ранее существовали за счет колониальной торговли и плантационного хозяйства. На фоне изменения системы отношений с Лондоном и из-за нехватки собственных ресурсов, во второй половине ХХ века они оказались в кризисной ситуации. Выходом для таких юрисдикций оказалось оказание офшорных услуг, на которые власти Великобритании долгое время смотрели сквозь пальцы. Но в последнее десятилетие правительство Соединенного Королевства стало давить на заморские территории с целью принуждения их к «прозрачности».
Процесс борьба за открытость бизнеса резко активизировался после прихода к власти в Великобритании лейбористов, пообещавших своему электорату жестко противодействовать отмыванию денег.
Администрации всех заморских территорий вынуждены были гарантировать официальному Лондону создание реестров бенефициаров и обеспечение доступ к ним общественности. Однако на сегодняшний день всего три юрисдикции (Монтсеррат, Гибралтар и остров Святой Елены) сделали это, а Фолклендские острова находятся в стадии создания реестра.
Самой «проблемной» территорий оказались Британские Виргинские острова.
Британские Виргинские острова: будет ли обеспечена прозрачность бизнеса
Британские Виргинские острова долгое время считались одной из ведущих мировых офшорных юрисдикций. Их реестр компаний включает свыше 900 тыс. фирм, свыше трети из которых являются активными. На каждого резидента БВО формально приходится около тридцати компаний. Это самый высокий показатель в мире. Согласно независимым оценкам, в собственности фирм, зарегистрированных на БВО, находятся активы общей стоимостью около полутора триллионов долларов США.
Как Schmidt&Schmidt писал ранее, бывший глава правительства БВО Эндрю Фэйхи в свое время убеждал официальный Лондон в том, что обеспечил высокий уровень прозрачности бизнеса, но вскоре был арестован в США за серию преступлений, включая торговою наркотиками и отмывание денег.
В декабре прошлого года власти БВО на форуме Meet the Regulator объявили, что запустят находящийся в ведении Комиссии по финансовым услугам реестр бенефициаров уже в 2025 году с помощью новейшей электронной платформы VIRRGIN. Однако в дальнейшем они начали делать оговорки. Доступ к реестру пообещали предоставлять только специальным государственным органам и лицам, подтвердившим «законный интерес» (причем, без внятных критериев). Кроме того, власти БВО хотят информировать владельцев компаний о запросах относительно структуры собственности их бизнеса.
Политика БВО в сфере прозрачности вызвала возмущение у сотрудников СМИ, правозащитников и британских парламентариев. Эксперты заговорили о том, что принцип подтверждения «законного интереса» может защитить преступников и коррупционеров от независимых расследований, а передача информации об авторах запросов даст криминалитету возможность оказывать давление на общественников и журналистов.
Несмотря на критику, правительство БВО под предлогом решения технических проблем перенесло запуск реестра бенефициаров на начало 2026 года.
Летом 2025 года FATF внесла Британские Виргинские острова в свой «серый» список юрисдикций, находящихся под усиленным мониторингом. А правительство Соединенного Королевства отправило на БВО уполномоченного по борьбе с коррупцией — баронессу Маргарет Ходж, которой было поручено разобраться с проблемой «закрытости» реестра и помочь обеспечить его публичность. В свою очередь министр иностранных дел Великобритании Стивен Даути потребовал от властей БВО обеспечить быстрый прогресс в сфере прозрачности.
Однако менее чем через неделю премьер-министр БВО доктор Наталио Уитли публично объявил о том, что Британские Виргинские острова находятся «на правильном пути», и официальный Лондон с этим согласен. По его словам, власти Великобритании признали, что открытие доступа к реестру бенефициаров по принципу «законного интереса», — это оптимальный путь развития ситуации.
Что касается доступа к информации на основании законных интересов, я рад, что министр Даути, МИД и даже баронесса Ходж, глава антикоррупционного ведомства, признали — доступ к информации на основании законных интересов — это верный путь… Как вы знаете, ранее Соединенное Королевство хотело полностью публичных открытых реестров, но я был очень рад тому, что даже баронесса Ходж согласна — сейчас верное направление движения — это доступ на основе законных интересов, особенно после эпохального решения об отмене пятой директивы ЕС по борьбе с отмыванием денег
— цитирует BVInews заявление Уитли.
Глава правительства БВО еще раз подтвердил, что заморская территория готовится запустить реестр бенефициаров на основе платформы VIRRGIN в 2026 году. По его словам, власти Британских Виргинских островов хотят быть уверены в том, что система работает корректно, перед тем, как она начнет полноценно функционировать. Поэтому ее планируют тщательно протестировать перед запуском.
Режим, который мы создали… ,был выработан в результате активных консультаций с представителями отрасли… Мы тщательно изучили наши конституционные гарантии, такие как право на неприкосновенность частной жизни, а также право на защиту и ответственное обращение с персональными данными
— объяснил свой подход к проблеме премьер-министр БВО.
Уитли признал, что официальный Лондон хотел бы ускорить процесс запуска реестра, и пообещал вести по этому вопросу диалог с правительством Соединенного Королевства.
Ситуация сложилась парадоксальная. Заявления Уитли полностью противоречат той позиции, которую еще недавно занимал МИД Великобритании. Однако пока что официальных опровержений сказанному главой правительства БВО из Лондона не поступало.
Что такое торговый реестр?
В нашем видео мы рассказываем, что такое торговый реестр и что можно сделать, чтобы проверить контрагента.
Если вам необходимо проверить вашего иностранного контрагента, обращайтесь в компанию Schmidt&Schmidt.
Мы предоставляем услуги по получению выписок из торговых реестров более чем в 100 странах мира.