
Парламент Швейцарии принял федеральный закон о прозрачности деятельности юридических лиц и идентификации бенефициарных владельцев. Разбор нормативного акта содержится в бюллетене Walder Wyss.
Кто попадает под действие закона о бенефициарах в Швейцарии
Вступление нового закона о контроле бенефициарного владения в Швейцарии запланировано предварительно на 2027 год. Нормативный акт внесет значительные изменения в законодательство Швейцарии и затронет большинство категорий компаний, а также ряд юридических лиц, регулируемых иностранным правом, и доверительных управляющих.
Закон возлагает различные существенные обязанности на советы директоров, акционеров, членов, бенефициарных владельцев и третьих лиц, связанных с компаниями. Он направлен на обеспечение прозрачности в отношении бенефициарной собственности юридических лиц и, таким образом, — на борьбу с отмыванием денег, организованной преступностью и финансированием терроризма.
Проект федерального постановления о применении закона планируется опубликовать до конца 2025 года. Закон и постановление заменят действующие правила идентификации бенефициарных владельцев бизнеса, действующие уже десять лет.
Под действие новых правил попадают:
- Большинство категорий швейцарских компаний (корпорации, общества с ограниченной ответственностью, товарищества с ограниченной ответственностью, кооперативы, инвестиционные компании и др.);
- Некоторые юридические лица, регулируемые иностранным правом (имеющие филиалы в Швейцарии, зарегистрированные в торговом реестре, имеющие управление в Швейцарии, владеющие либо приобретающие недвижимость в Швейцарии);
- Доверительные управляющие, имеющие зарегистрированный офис или управляющие трастами в Швейцарии.
Не регулируются законом:
Как нужно будет сдавать бенефицирную отчетность в Швейцарии
Швейцарские компании обязаны через высший руководящий или административный орган определить конечных бенефициарных владельцев (физических лиц, контролирующих не менее 25% голосов или капитала компании либо контролирующих ее другим способом — в частности, через договорные отношения). Если таких лиц нет, то бенефициаром считается высший по рангу руководитель.
Собрать о бенефициаре необходимо следующую информацию:
- Имя и фамилия;
- Дата рождения;
- Гражданство;
- Адрес;
- Характер контроля над компанией.
Информация всегда должна быть актуальной. Если руководящий орган компании не может идентифицировать бенефициара, он обязан официально задокументировать этот факт.
Высший по рангу руководитель самостоятельно или через лицо, которому будут делегированы соответствующие полномочия, должен в электронном виде сообщить информацию о бенефициарах в Реестр прозрачности в течение одного месяца с момента регистрации компании.
В такой же срок нужно передавать данные о любых изменениях в бенефициарном владении. Если все бенефициары официально внесены в Торговый реестр в качестве собственников компании, информацию можно будет в электронном или бумажном виде подать в сам Торговый реестр.
Если бенефициаром является листинговая компания, контролирующая от 25% до 75% капитала либо голосов, то в реестр подаются только название, адрес и данные о листинге компании. Сам бенефициар в течение месяца после получения соответствующего статуса должен уведомить о нем руководящий орган компании. Причем данные должны быть переданы обо всей цепочке контроля.
Реестр прозрачности ведется правительством Швейцарии (непосредственно — Федеральным министерством юстиции).
Реестр прозрачности не является общедоступным. Право доступа к нему имеют только специально уполномоченные органы Швейцарии, а также — посредники и консультанты для выполнения предусмотренных антиотмывочным законодательством обязанностей.
После ликвидации компании данные о ее бенефициарах удаляются из Реестра прозрачности. Также удаляются данные о лицах, утративших статус бенефициара.
За умышленное уклонение от раскрытия данных бенефициаров или непредоставленые информации в Реестр прозрачности предусмотрена уголовная ответственность с санкцией в виде штрафа в размере до 500 тыс. швейцарских франков. За случайные нарушения ответственность не предусмотрена.
Швейцарские компании, все бенефициарные капиталы которых зарегистрированы в Торговом реестре, должны предоставить информацию о бенефициарном капитале в регистр прозрачности не позднее двух лет после вступления в силу Закона. Остальным компаниям, в зависимости от особенностей аудита, будет предоставлено на это от трех до шести месяцев.
Ранее Schmidt&Schmidt писал о том, что правительство Швейцарии высказалось за создание в стране реестра бенефициарных собственников компаний с целью повышения эффективности антиотмывочной борьбы. Оно приняло обращение к парламенту касающееся рассмотрения законопроекта, направленного на активизацию антиотмывочной деятельности.
Цель состоит в том, чтобы укрепить целостность и конкурентоспособность Швейцарии как финансового и делового центра посредством введения федерального реестра бенефициарных владельцев и комплексной проверки особо рискованных видов деятельности в юридических профессиях
— говорится в пояснениях правительства.
Отмечалось, что легализация грязных денег представляет собой «серьезную угрозу для целостности финансовой системы». Федеральный совет подчеркивает, что «во всем мире юридические лица и трасты используются неправомерно в целях отмывания денег, финансирования терроризма и коррупции, а также для обхода санкций».
Благодаря реестру органы уголовного преследования смогут быстрее и достовернее определять, кто на самом деле стоит за той или иной правовой структурой. Это предотвратит использование юридических лиц в Швейцарии для целей отмывания денег или сокрытия активов
— говорится в пояснениях Федерального совета.
Что такое торговый реестр?
В нашем видео мы рассказываем, что такое торговый реестр и что можно сделать, чтобы проверить контрагента.
Если вам необходимо проверить вашего иностранного контрагента, обращайтесь в компанию Schmidt&Schmidt.
Мы предоставляем услуги по получению выписок из торговых реестров более чем в 100 странах мира.