Парламент Бермудских островов принял Закон о бенефициарном владении. Об этом пишет Royal Gazette. Уже понятно, что нормативный акт вряд ли понравится официальному Лондону.
Что такое бенефициарная собственность
Вопросами установления реальных собственников предприятий власти различных стран начали озадачиваться еще с эпохи Средневековья — с целью обеспечения эффективности налогообложения и предотвращения преступлений. В то же самое время коммерсанты часто стремились сохранять инкогнито, используя в этих целях подставных лиц или «компании- прокладки».
Одни из них просто хотели скрыть информацию о своем материальном положении, чтобы избежать внимания злоумышленников, другие — уклонялись от уплаты налогов, отмывали деньги с криминальной историей и участвовали в мошеннических схемах.
Как Schmidt&Schmidt писал ранее, в 1940-е годы понятие «бенефициарный собственник» начало применяться в сфере международного налогообложения (Соглашение об избежании двойного налогообложения между США и Канадой от 1942 года). В дальнейшем его заимствовала Великобритания, заключившая схожие по смыслу соглашения с рядом государств.
Бенефициарный владелец или бенефициарный собственник — это лицо, которое прямо или косвенно владеет компанией либо оказывает существенное влияние на принятие ею решений. Следует обратить внимание на то, что бенефициар может быть не указан в правоустанавливающих документах, являясь при этом фактическим собственником активов и извлекая выгоду из деятельности организации анонимно.
В 1970-е годы в мире возникла тенденция по «оптимизации» налогообложения на международном уровне. Небольшие государства Латинской Америки, а также бывшие колонии и заморские владения европейских держав, не имея достаточных ресурсов для экономического развития, стали предоставлять услуги регистрации компаний с минимальным или нулевым (при условии уплаты специальных пошлин) налогообложением. Реальным владельцам таких компаний обеспечивалась высокая конфиденциальность или возможность управлять фирмой через специального подставного «агента».
Предприниматели из высокоразвитых или богатых природными ресурсами стран регистрировали в таких офшорных юрисдикциях предприятия для того, чтобы выступать в своих же странах в качестве «инвесторов» и не платить налоги. Кроме того, коррумпированные чиновники и представители оргпреступности могли спокойно «заводить» свои офшорные предприятия на выгодные (благодаря политическому или криминальному влиянию) контракты, не рискуя быть разоблаченными.
Налоговые потери в крупных странах из-за офшорных схем стали расти так быстро, что проблемой прозрачности бенефициарного владения всерьез озадачились на международном уровне. В 2012 году Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (Financial Action Task Force on Money Laundering — FATF) приняла свой очередной пакет рекомендаций, в который под номером 24 включила рекомендацию, касающуюся «прозрачности и бенефициарной собственности юридических лиц». С 2020 эксперты FATF разрабатывали поправки, ужесточившие содержание данной рекомендации. В 2022 году они были официально приняты.
Группа потребовала, чтобы все государства предотвращали неправомерное использование юрлиц в целях отмывания денег и финансирования терроризма. Для этого органы власти должны собирать информацию о контроле над компаниями и бенефициарной собственности, предоставляя доступ к ней «компетентным» структурам.
Руководящие структуры Европейского Союза с 2018—2019 году приняли ряд решений о бенефициарном владении, сделавшие законодательство ЕС в этой сфере жестче рекомендаций FATF. В частности, они предполагали ведение всеми членами Союза публичных реестров бенефициарных собственников.
Однако Европейский суд в 2022 году признал норму об «открытости» реестров нарушающей право на конфиденциальность и отменил ее. В результате большинство европейских стран закрыли содержащуюся в реестрах бенефициаров информацию от широкой общественности.
В чем проблема с бенефициарным владением на заморских территориях Великобритании
Заморские территории и коронные владения Великобритании в свое время оказались в числе мировых лидеров по оказанию офшорных услуг. В некоторых из таких юрисдикций на одного местного жителя приходится сегодня по несколько десятков зарегистрированных компаний. Как ранее сообщал Schmidt&Schmidt, с вопросом контроля бенефициарного владения в Великобритании возникла правовая коллизия.
На момент принятия решений о создании публичных реестров Соединенное Королевство входило в состав ЕС и выполнило их. Однако в 2022 году, когда Европейский суд отменил «публичность» реестров бенефициаров, Великобритания уже покинула ЕС, и не стала воплощать в жизнь защищающий конфиденциальность вердикт.
Официальный Лондон стал требовать от своих заморских территорий контроля за бенефициарной собственностью и создания публичных реестров их конечных владельцев.
В 2022—2024 году под давлением британских властей заморские территории вынуждены были объявить о намерении создать публичные реестры бенефициаров, однако с оговоркой о защите прав конкретных лиц на конфиденциальность частной жизни.
При этом, офшорные услуги для части заморских территорий Соединенного Королевства являются основными источником национального дохода. Предпосылок для быстрого развития альтернативных отраслей экономики во многих из таких юрисдикций нет. В случае публичного раскрытия данных собственников компаний массовый исход бизнеса из реестров начнется неизбежно. Для поддержания существующего уровня жизни населения официальному Лондону придется резко нарастить свои дотации. А подобных обещаний британские власти пока заморским территориям не давали.
На сегодняшний день требования Лондона по созданию публичных реестров бенефициаров выполнили Монтсеррат, Гибралтар и Остров Святой Елены. В следующем году это планируют сделать Фолклендские острова. Однако данные юрисдикции в меньшей мере, чем другие, зависят от деятельности своих реестров компаний.
Гибралтару крупные денежные поступления обеспечивает порт, а Монтсеррат и Остров Святой Елены — это территории с небольшим населением, дотируемые британским правительством. Для таких юрисдикций как Британские Виргинские или Бермудские острова раскрытие данных бенефициаров станет болезненней.
Как теперь выглядит контроль бенефициарного владения на Бермудских островах Депутаты парламент Бермудских островов проголосовали за Закон о бенефициарном владении 2025 года (The Beneficial Ownership Act 2025).
Новый нормативный акт лишил полномочий в сфере контроля бенефициарной собственности Денежно-кредитное управление Бермудских островов и официально сделал администратором реестра бенефициаров Регистратора компаний.
Регистратор компаний в настоящее время разрабатывает технические требования для внедрения централизованного реестра бенефициарных владельцев, к которому будет обеспечен легкий доступ
— пояснил премьер-министр и министр финансов Дэвид Берт.
По словам главы правительства Бермудских островов, новая система должна начать полноценно работать уже в следующем месяце.
Я ясно дал понять правительству Соединенного Королевства, я ясно дал понять в своих заявлениях в Палате представителей во время ответов на вопросы, что правительство Бермудских островов следит за тем, чтобы мы соблюдали международные стандарты
— добавил Берт.
В парламенте инициативу правительства поддержали, как провластные, так и оппозиционные депутаты.
Бенефициарное право собственности — сложная сфера, с которой у нас на Бермудских островах уже несколько лет возникают проблемы
— заявил депутат от Пэджет-Уэст Джарион Ричардсон.
Заместитель лидера парламентской оппозиции Скотт Пирман подчеркнул, что принятие закона уже давно назрело.
Мы согласились, что это важный законопроект, и мы его поддерживаем… На Бермудских островах важно идти плечом к плечу оппозиции и правительству в отношении этой конкретной области права
— отметил Пирман.
По его словам, Бермудские острова стремятся стать «Роллс-Ройсом» среди финансовых юрисдикций, и поэтому осваивают передовой международный опыт в данной сфере. Согласно новому Закону, от сдачи бенефициарной отчетности освобождаются акционерные общества, акции которых торгуются на бирже, а также их дочерние компании (в которых им принадлежит не менее 75% акций или голосов).
Бенефицирным собственником считается лицо, которое владеет 25% акций либо голосов, имеет контроль над управляющими органами компании или контролирует ее каким-то другим способом.
Руководство компаний теперь обязано идентифицировать своим бенефициаров и вносить в специальный реестр следующую информацию о них:
- Имя и фамилия;
- Адрес проживания;
- Гражданство;
- Дата рождения;
- Реквизиты удостоверения личности.
Информация должна храниться по адрес регистрации компании на Бермудских островах, и в любой момент находиться в доступе у Регистратора компаний. Если руководство компании пытается препятствовать Регистратору, он может привлечь ее к ответственности через суд. Через Регистратора доступ ко всей информации о бенефициарах имеют:
- Служба полиции;
- Агентство финансовой разведки;
- Налоговое корпоративное агентство;
- Управление налогового комиссара;
- Таможня;
- Земельный реестр;
- Генеральный регистратор;
- Комиссия по играм;
- Управления гражданской авиации;
- Морское и судоходное управление;
- Директор по проектам управления;
- Поставщики правительственных структур;
- Лица, участвующие в антиотмывочной деятельности.
Хотя последний пункт звучит обтекаемо, уже ясно, что публичного доступа к реестру бенефициаров не будет. Скорее всего, уже в ближайшее время официальный Лондон и международные антикоррупционные организации подвергнут власти Бермудских островов жесткой критике.
Однако, судя по тому, что соответствующий закон уже принят, правительство и парламент не настроены уступать свои позиции.
Что такое торговый реестр?
В нашем видео мы рассказываем, что такое торговый реестр и что можно сделать, чтобы проверить контрагента.
Если вам необходимо проверить вашего иностранного контрагента, обращайтесь в компанию Schmidt&Schmidt.
Мы предоставляем услуги по получению выписок из торговых реестров более чем в 100 странах мира.