Управление финансов Люксембурга провело вебинар, один из центральных докладов которого был посвящен антиотмывочной деятельности. Об этом пишет издание Delano.
О своем видении будущего борьбы с отмыванием грязных денег в Европе рассказал доцент кафедры комплаенса и правоохранительной деятельности Университета Люксембурга Станислав Тоша.
Как Schmidt & Schmidt уже сообщал ранее, депутаты Европарламента своей директивой утвердили новые правила, призванные «гармонизировать» соблюдение санкций в государствах-членах ЕС. Новые правила включают в себя конкретные определения обхода санкций: такие как отказ от замораживания средств, несоблюдение запретов на въезд или продажу оружия, перевод денег находящимся под санкциями лицам, ведение бизнеса с предприятиями из подсанкционных стран, предоставление им финансовых услуг или юридических консультаций. Данные действия могут сопровождаться сокрытием средств или их истинного владельца, а также непредоставлением властям необходимой информации.
Директива официально трактует обход и нарушение санкций, как уголовное правонарушение, подлежащее наказанию лишением свободы сроком до пяти лет. Кроме того, суды могут накладывать на нарушителей крупные штрафы. В случае с торговлей оружием уголовной ответственности подлежат не только те, кто занимаются этим умышленно, но и лица, совершившие халатность. Докладчики по новой директиве утверждали, что подсанкционным странам выгодны те, кто нарушают закон в Европе, поэтому на уровне ЕС необходимо выработать единый подход к данному вопросу — чтобы закрыть все лазейки.
Как отметил Тоша, ранее антиотмывочная система состояла из двух компонентов: репрессивного и превентивного. Согласно новой директиве, компонента будет три: антиотмывочное регулирование с обязательствами по соблюдению требований; директива по борьбе с отмыванием денег, обеспечивающая основу для надзора; создание органа по борьбе с легализацией денег. AML-правила будут приниматься напрямую. Государства-члены ЕС потеряют возможность действовать в данной сфере на свое собственное усмотрение.
«Правила комплексной проверки, обязанности по отчетности и штрафы за несоблюдение остаются в силе», — отметил Тоша.
В то же самое время, по его словам, другие правила становятся теперь более подробными. В частности, это касается информации, собираемой для идентификации клиента. Органы надзора получают инструменты, «необходимые для принятия адекватных мер». Создаются дополнительные условия для взаимодействия между финансовыми разведками.
«Наиболее значительным изменением является включение в антиотмывочную систему мер по обеспечению соблюдения международных санкций… Новая система существенно расширит эти обязанности…, создавая дополнительное бремя для финансовых учреждений», — подчеркнул Тоша.
Причем, это теперь будет работать во всех национальных правовых системах сразу.
«Директива содержит небольшую поправку к директиве об уголовном законодательстве по борьбе с отмыванием денег, и именно эта небольшая поправка…, как я уже отмечал, оказывается революционной… Поправка добавляет нарушения ограничительных мер ЕС в список предикатных преступлений при определении отмывания денег для целей уголовно-правовой директивы», — заявил Тоша.
По его словам, это означает, что недостаточно тщательная проверка своего клиента может превратить должностное лицо предоставляющей услуги компании в преступника. Как сработают поправки на практике, эксперт с уверенностью прогнозировать не берется.
«Новая антиотмывочная система, похоже, выходит на принципиальной иной уровень., Последствия… мы на данный момент можем только представить», — резюмировал Тоша.