В Люксембурге прошло заседание Государственного совета Великого Герцогства, на котором обсуждались вопросы доступа к информации, содержащейся в реестре бенефициаров.
Как ранее писал Schmidt& Schmidt, в 2018—2019 годах органы власти Евросоюза приняли серию нормативных актов, согласно которым государства-члены ЕС должны были сделать реестры бенефициарных владельцев коммерческих компаний полностью доступными для общественности. В том числе, такой реестр был создан и в Люксембурге. Но 22 ноября Суд Евросоюза принял решение, что Директива по борьбе с отмыванием денег (Directive (EU) 2015/849) в части публичности данных о бенефициарной собственности компаний, зарегистрированных на территории ЕС, является нарушением прав на частную жизнь и конфиденциальность персональных данных. Люксембург одним из первых выполнил решение суда и полностью закрыл свой реестр бенефициаров для ознакомления. Чуть позже свободный доступ был открыт для люксембургских чиновников, журналистов, лиц, участвующих в антиотмывочной деятельности, и для самих владельцев бизнеса.
Члены Государственного совета Люксембурга назвали практику, согласно которой местные журналисты имеют доступ к реестру бенефициаров, а сотрудники прессы из других европейских стран обязаны подтверждать свой законный интерес, дискриминационной. В связи с этим был подготовлен законопроект, согласно которому журналисты из всех входящих в Евросоюз государств смогут получить доступ по запросу к реестру конечных собственников люксембургского бизнеса без дополнительных разрешительных процедур. В особых случаях такое разрешение может быть отозвано.
Корреспонденты СМИ, редакции которых расположены за пределами ЕС, по-прежнему должны будут перед работой с материалами реестра подтвердить свой законный интерес и получить разрешение от властей Великого Герцогства.
Кроме того, Госсовет рекомендовал включить в законопроект официальное разъяснение порядка доступа к реестру представителей общественных ассоциаций, организаций и фондов. Объектом деятельности таких НКО должна быть борьба с отмыванием денег и финансированием терроризма.