Международная организация Transparency International* подвергла критике власти ряда входящих в Европейский Союз государств за ограничение доступа журналистам и активистам некоммерческих структур к реестрам бенефициарных собственников бизнеса. По мнению представителей организации, данный подход должен быть откорректирован.
Реестры конечных собственников бизнеса (известные также как «реестры прозрачности») создавались по всему Евросоюзу, согласно 5-ой Директиве по борьбе с отмыванием денег, однако в ноябре 2022 года Суд ЕС принял решение о том, что данная практика нарушает права человека на конфиденциальность личной информации и неприкосновенность частной жизни. После этого ряд европейских государств немедленно закрыли свои реестры бенефициаров для публичного доступа, сохранив возможность работать с содержащейся в них информацией только для специально уполномоченных лиц.
Начальник отдела политики и пропаганды Transparency International* Майра Мартини опубликовала на официальном сайте организации доклад, в котором проанализировала опыт доступа к реестрам бенефициаров в новых условиях журналистов и общественников. По словам Мартини, несмотря на позицию судей относительно того, что журналистам и организациям гражданского общества целесообразно обеспечивать доступ к реестрам, 13 из 27 стран-членов ЕС его ограничили. Восемь европейских стран полностью закрыли реестры для всех, кроме уполномоченных чиновников, а остальные — создали бюрократические преграды. Как отмечает Мартини, Кипр, Мальта и Нидерланды отказывают журналистам и общественникам в доступе, даже если те пытаются подтвердить свой законный интерес.
Впрочем, даже среди 14 государств, формально сохранивших публичность реестров бенефициаров, не все реально готовы допускать к содержащейся в них информации журналистов и участников общественных расследований. Например, Венгрия требует идентификации инициаторов запросов и уплаты пошлины, причем одномоментно предоставляет доступ только к информации об одной коммерческой структуре. А во Франции значительная часть содержащейся в реестрах информации является неполной и недостоверной.
Сейчас члены ЕС обсуждают новую директиву, которая будет по умолчанию предоставлять журналистам и представителям гражданского общества доступ к информации о бенефициарах бизнеса. Однако пока она не принята. Как временный вариант решения проблемы Мартини приводит действия отдельных стран, регулирующих вопросы доступа к реестрам на уровне законов. Тем не менее, она говорит, что для проведения эффективных расследований всему Евросоюзу нужен единый подход к решению данного вопроса.
В Ирландии сегодня журналисты и общественники должны при запросе доступа доказывать не только сам факт участия в расследовании, но и связи изучаемых компаний с осужденными за отмывание денег лицами.
В Италии нужно доказывать законный интерес и запрашивать доступ только через региональные торгово-промышленные палаты, а не через центральный реестр.
В Люксембурге власти неофициально договорились предоставлять доступ местным журналистам, но полностью блокируют его для иностранцев.
В Германии существует сложная система подтверждения законного интереса к информации.
Испания на уровне закона установила, что журналисты и представители гражданского общества имеют законный интерес по умолчанию.
«Существует риск того, что, если государства-члены будут иметь широкую свободу действий, решая, когда журналисты и гражданское общество имеют законный интерес, они могут оказаться слишком консервативными в своем подходе. Доступ, который определяется в каждом конкретном случае, может предоставить правительствам возможность защищать определенных лиц и компании или принимать… меры против определенных журналистов… Мы не можем позволить себе, чтобы двери ЕС вновь открылись для лиц с высоким уровнем риска, которые будут использовать репутацию компаний Евросоюза для ведения бизнеса, инвестирования и перемещения подозрительных средств», — пишет Мартини.
По ее мнению, власти ЕС должны разработать подход, при котором доступ к реестрам бенефициаров участникам журналистских и общественных расследований будет предоставляться централизованно.
* Организация включена Министерством юстиции России в перечень нежелательных.