
Власти Великобритании отправляют на Британские Виргинские острова уполномоченную правительства по борьбе с коррупцией баронессу Маргарет Ходж, чтобы разобраться с отсутствием прогресса в сфере запуска реестра бенефициаров.
Бенефициарная собственность
Представители бизнеса столетиями создавали схемы, позволяющие скрывать реального владельца того или иного предприятия. Мотивы при этом могли быть разными. Одни предприниматели не хотели раскрывать перед общественностью свое истинное состояние из соображений безопасности, другие — сочетали с бизнесом политическую деятельность, от которой получали коррупционные преимущества, третьи — на более выгодных условиях работали через подставные структуры со своими же корпоративными партнерами, четвертые — отмывали криминальные доходы.
Кроме того, по мере развития международной коммерции, представители крупного бизнеса стали искать для регистрации своих компаний юрисдикции с минимальным уровнем налогообложения. Предприниматель из страны A мог зарегистрировать фирму в стране В с меньшей фискальной нагрузкой, а затем через эту компанию вести бизнес в стране А под видом инвестора.
Еще столетия назад отдельные государства стали специально создавать особые условия для ведения бизнеса, привлекающие предпринимателей из-за границы — вводить сниженные налоги и пошлины, упрощенные юридические процедуры, возможность сохранять конфиденциальность структуры собственности.
С середины ХХ века такая деятельность властей ряда стран и территорий приняла регулярный характер. Возникли юрисдикции, которые принято называть офшорами. Чтобы противодействовать коррупции и отмыванию грязных денег, а также — избегать двойного налогообложения, правительства различных стран стали стремиться к установлению не формальных, а бенефициарных собственников бизнеса — конечных реальных владельцев компаний.
Они могли быть не указаны в правоустанавливающих документах, но являться при этом настоящими хозяевами юридического лица, контролировать его и извлекать выгоду от его деятельности. Впервые данный термин был использован в контексте налогового контроля в 1942 году в соглашении между США и Канадой.
Услуги по регистрации бизнеса на выгодных условиях в ХХ веке предоставляли как государства, считавшиеся тогда «престижными» офшорными юрисдикциями (такие как Швейцария, Люксембург), так и небольшие страны и территории, получившие независимость либо автономию в ходе распада колониальных империй.
Возможность работы через офшоры создавала комфортные условия для коррупционеров и представителей криминалитета, а также приводила к резкому снижению фискальных поступлений в бюджеты развитых государств из-за формальной регистрации крупного бизнеса в юрисдикциях с нулевым или низким налогообложением. При этом, инфраструктурные, экологические и иные издержки несли те государства, на территории которых фактически осуществлялась коммерческая деятельность.
В связи с этим, в 2000-е годы правительства ряда ведущих государств мира стали вместе добиваться публичности в вопросах корпоративной собственности на международном уровне. В 2012 году Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (Financial Action Task Force on Money Laundering — FATF) приняла Рекомендацию 24 о прозрачности и бенефициарной собственности, а еще десять лет спустя — ужесточила ее условия. Согласно требованиям FATF, власти всех стран должны вести реестры конечных собственников бизнеса и предоставлять информацию из них компетентным органам.
В 2018—2019 годах руководство ЕС приняло решения о публичности реестров бенефициаров для того, чтобы ими могли пользоваться не только силовые и фискальные структуры, но и независимые расследователи — журналисты и представители общественных организаций. Однако в 2022 году суд ЕС закрыл реестры конечных собственников бизнеса, защищая право бенефициаров на конфиденциальность.
Контроль бенефициарной собственности в Великобритании
Великобритания, находясь в Евросоюзе, создала публичный реестр бенефициаров. Однако к моменту принятия решения Суда ЕС, закрывшего перечни конечных собственников, Соединенное Королевство уже покинуло ЕС и поэтому сохранило реестр открытым. У официального Лондона при этом возникли проблемы со своими заморскими территориями.
После развала Британской колониальной империи, бывшие колонии получили независимость либо статус заморских территорий с широкой автономией. При этом, зачастую у заморских территорий не хватало экономических ресурсов для успешного развития. Поэтому многие из них стали активно оказывать финансовые услуги, получив статус офшорных юрисдикций, что принесло Соединенному Королевству определенные репутационные потери.
Официальный Лондон стал оказывать давление на заморские территории с требованием создать публичные реестры бенефициаров компаний. Но выполнение этого требования сделает данные юрисдикции менее привлекательными для владельцев офшорного бизнеса, и приведет к серьезным финансовым потерям. Быстро согласились выполнить требования британского правительства по раскрытию данных бенефициаров компаний всего две юрисдикции, которые меньше, чем остальные, зависели от оказания офшорных услуг: Монтсеррат и Гибралтар.
В 2024 году новое лейбористское правительство резко ужесточило давление на заморские территории, выполняя предвыборные обещания по активизации борьбы с отмыванием денег и коррупцией. Однако за последний год реестр бенефициаров запустил только остров Святой Елены. Юрисдикции, на которые приходится львиная доля офшорных компаний, либо готовы идти лишь на частичные уступки, либо ведут с официальным Лондоном ни к чему не приводящие дискуссии.
Реестр бенефициаров Британских Виргинских островов
Среди заморских территорий Великобритании самой популярной оффшорной юрисдикцией считаются Британские Виргинские острова. На сегодняшний день на их территории зарегистрированы в общей сложности около 950000 компаний, из них не менее 360000—380000 — действующие. Учитывая тот факт, что население БВО составляет порядка 35000 человек, на каждого жителя, включая детей и пенсионеров, приходится почти по тридцать компаний. Это самый высокий показатель в мире.
Объем индустрии финансовых услуг на БВО превосходит по размерам всю местную экономику. Зарегистрированные там компании владеют активами на 1,5 трлн долларов США, в то время как ВВП самой юрисдикции составляет чуть более 1 млрд. Более половины компаний, фигурировавших в скандале Panama Papers, были зарегистрированы именно на Британских Виргинских островах.
Издание Politico назвало БВО «раем для коррупции». Журналисты писали о том, что в 2020 году экс-премьер-министр Британских Виргинских островов Эндрю Фэйхи хвастался перед правительством Великобритании тем, что его кабинет добился такого уровня финансовой прозрачности, которому можно только позавидовать. Но уже через два года политик был арестован в США по обвинению в контрабанде наркотиков и отмывании денег.
После прихода к власти в Великобритании лейбористов руководители Британских Виргинских островов попытались склонить официальный Лондон к «компромиссному» варианту в вопросе раскрытия данных конечных владельцев бизнеса.
На форуме Meet the Regulator в декабре 2024 года было заявлено о том, что Комиссия по финансовым услугам Британских Виргинских островов запустит в 2025-м реестр бенефициаров. Для его ведения обещали использовать флагманскую цифровую платформу VIRRGIN. В составе Комиссии по финансовым услугам создали специальный Отдел бенефициарного владения (Beneficial Ownership Unit).
Однако власти БВО при подготовке реестра к запуску сделали две важные оговорки, вызвавшие сильное недовольство в Лондоне: об ограниченном доступе (для специальных государственных органов и лиц, подтвердивших законный интерес) и об уведомлении бенефициаров компаний о запросах их данных. По словам экспертов-правозащитников, это сводит на нет большую часть усилий в сфере прозрачности. Журналисты и общественники не смогут свободно выяснить, кому принадлежит та или иная компания, а любой расследователь (государственный или общественный) рискует оказаться под давлением после того, как владельца бизнеса уведомят об интересе к его собственности.
На этом фоне депутаты парламента Великобритании обратились в правительство страны с предложением оказать воздействие на власти Британских Виргинских островов с целью обеспечения прозрачности бенефициарного владения бизнесом. Парламентарии обвиняют руководство БВО в «позорной попытке» избежать принятия жестких мер по борьбе с финансовыми преступлениями. Они также направили критическое письмо в правительство самой заморской территории.
Однако премьер-министр БВО доктор Наталио Уитли отверг обвинения, выдвинутые в адрес его юрисдикции британскими парламентариями.
Скоординированная атака на юрисдикцию направлена на то, чтобы ввести общественность в заблуждение и оказать давление на правительство Великобритании с целью принятия колониальных мер… Финансовая преступность — это глобальная проблема, и для ее эффективного решения требуются регулирование, прозрачность и сотрудничество, а также справедливость и честность между всеми заинтересованными сторонами
— заявил Наталио Уитли.
Чиновник утверждает, что БВО не являются убежищем для незаконной деятельности, и напомнил, что за деятельностью уполномоченных ведомств островов осуществляет надзор Регистрационная палата Великобритании.
Впрочем, уже вскоре действия властей БВО косвенно подтвердили обвинения в стремлении оттянуть полноценное введение бенефициарной отчетности. 30 мая Регистратор опубликовал уведомление о том, что конечный срок раскрытия данных бенефициарных владельцев сдвигается на 6 месяцев — до 1 января 2026 года. Власти БВО пояснили, что внедрение необходимых для сдачи отчетности компьютерных систем столкнулось с непредвиденными сложностями. Согласно законодательству Британских Виргинских островов, это является основанием для продления сроков выполнения обязательств бизнеса.
И вот теперь, власти БВО получили тревожный звонок. К ним едет правительственный уполномоченный по борьбе с коррупцией баронесса Маргарет Ходж. В Лондоне заявили, что она отправляется на Британские Виргинские острова с «ознакомительной миссией» в связи с разочарованием, связанным с медлительностью местных властей в вопросе создания прозрачного реестра бенефициаров. Как пишут СМИ, Ходж настроена «помочь» БВО ограничить закрытость реестра. При этом, у баронессы существует репутация жесткого, решительного и непримиримого борца с коррупцией. До перехода на должность антикоррупционного уполномоченного она шесть раз была министром в различных кабинетах. С учетом ее опыта, властям БВО стоит готовиться отвечать на непростые вопросы.
Правительство намерено бороться с незаконным финансированием, и сотрудничество с нашими заморскими территориями имеет решающее значение для решения этой проблемы в Великобритании и за рубежом… Мы чётко дали понять, что нам необходим быстрый и последовательный прогресс по всем направлениям
— прокомментировал происходящее министр иностранных дел Великобритании Стивен Даути.
Он подчеркнул, что баронесса Ходж едет на БВО по его личной просьбе, и что по итогам ее поездки официальный Лондон будет принимать соответствующие политические решения.
Что такое торговый реестр?
В нашем видео мы рассказываем, что такое торговый реестр и что можно сделать, чтобы проверить контрагента.
Если вам необходимо проверить вашего иностранного контрагента, обращайтесь в компанию Schmidt&Schmidt.
Мы предоставляем услуги по получению выписок из торговых реестров более чем в 100 странах мира.