
Во Франции с сентября действует новая процедура консульской легализации. Ее внедрение прошло в рамках масштабной реформы заверения документов для использования за рубежом — после изменения порядка апостилирования. Подробности размещены на официальном портале государственной администрации Франции.
Как прошла реформа апостилирования во Франции
Как писал Schmidt&Schmidt, ранее документы во Франции апостилировались в региональных апелляционных судах. Причем, каждый из них заверял исключительно документы, выданные в соответствующих регионах. Документы, изданные общегосударственными органами, легализовал Парижский Апелляционный суд.
В 2020 году во Франции началась поэтапная реформа апостилирования. Было принято принципиальное решение о передаче функций в сфере легализации документов апостилем в систему нотариата с целью упрощения процедуры. Окончательная передача полномочий была запланирована на 2023 год, однако власти не успели к этому времени подготовить техническую базу, из-за чего сроки перенесли. Новой датой вступления реформы в силу объявили 1 января 2025 года. Однако 23 декабря 2024 года ее снова сместили — на 1 мая 2025-го, на этот раз окончательно.
Ответственность за внедрение новых процедур несли министр юстиции и хранитель печатей Франции, министр Европы и иностранных дел, а также министр заморских территорий. Реформа внедрялась поэтапно. 15 марта 2025 года французские муниципалитеты назначили официальных представителей для взаимодействия с Высшим советом нотариата. Контактным лицом мог быть назначен муниципальный агент или член муниципального совета. При желании любой мэр имел право объявить контактным лицом себя лично.
После этого, муниципалитеты с населением более 3500 человек обязали до 1 мая подать в Высший совет нотариата специальную базу данных подписей и печатей.
25 марта 2025 года Министерство юстиции Франции выпустило распоряжение «О создании системы обработки персональных данных, именуемой «Национальная база публичных подписей».
Кроме того, Минюст определил новые пошлины за заверение документов апостилем. Для физических лиц, апостилирующих от одного до трех документов, пошлина составила 10 евро за каждый, за четвертый и последующие документы — по 5 евро. Юридические лица при обычных сроках платят за каждый из первых трех документов по 20 евро, а за последующие — по 10 евро. При срочном оформлении пошлина удваивается.
С 1 мая 2025 года полномочия по апостилированию документов во Франции перешли к системе нотариата. Ответственными за заверение органами стали 15 региональных нотариальных советов и палат.
В рамках реформы официальный Париж заявил о «цифровом переходе». Ряд связанных с апостилированием процедур были переведены в электронный вид.
Высший совет нотариата создал национальный цифровой реестр подписей. Однако данные в него внесли еще не все муниципалитеты (официальный Париж не устанавливал пока для малых муниципалитетов конечных сроков завершения этого процесса).
Перед тем, как апостилировать документ во Франции, нужно уточнить, передал ли конкретный муниципалитет в национальную базу подписи своих должностных лиц. Если да, то заявитель может либо запросить апостиль онлайн, а потом отправить свои документы по почте в центр апостилирования и легализации, либо сразу обратиться в центр лично.
При этом некоторые эксперты оценивали ход реформы скептически. Официальный Париж критиковали за отсутствие внятного описания процедуры проверки подлинности документов, а также — реестра муниципалитетов, не передавших в реестр образцы подписей и печатей.
Отдельные претензии были связаны с технической стороной вопроса. Так, цифровой сервис для заказа легализации вовремя не заработал. В связи с этим в нотариальных советах рекомендовали заявителям обращаться напрямую в центры апостилирования.
Как прошла реформа консульской легализации во Франции
Процедура заверения документов путем апостилирования действует только для государств, являющихся участниками Гаагской конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов, от 5 октября 1961 года (Конвенции об апостиле). Для использования французских документов на территории других стран необходимо провести процедуру консульской легализации — более длительную и дорогую.
Ранее после визирования документов в мэрии и осуществления перевода у присяжного переводчика апелляционного суда их подавали в управление легализации Министерства иностранных дел. С отметкой МИД документы подаются для завершения процедуры легализации в консульство либо консульский отдел посольства.
Однако в рамках реформы заверения с 1 сентября 2025 года процедура консульской легализации изменилась.
Полномочия от управления легализации МИД были переданы, как и в случае с апостилем, в систему нотариата — в 15 региональных нотариальных советов и палат.
На официальном портале государственной администрации Франции размещен алгоритм легализации:
- Определиться, нужен заявителю апостиль или консульская легализация;
- Проверить подлежит ли документ апостилированию или легализации (это должен быть публичный акт, но не коммерческий, таможенный, дипломатический или консульский);
- Проверить, не действует ли со страной двухсторонний или многосторонний договор о признании документов без дополнительной легализации;
- Уточнить конкретную сумму пошлины и оплатить ее;
- Подать заявление (в электронной или личной форме);
- Пройти процедуру консульской легализации в уполномоченном нотариальном органе (определить, какой именно нужно, можно с помощью перечня на официальном портале государственной администрации);
- Получить на электронную почту ссылку на цифровую отметку о легализации с электронной подписью. По требованию иностранного органа, ее можно распечатать с печатью и подписью.
Для операций в электронной форме нужна официальная оцифрованная копия документа. Скан документа, выпущенного на физическом носителе, не подойдет.
Следует также иметь в виду, что для следующих административных единиц новая процедура не действует, и остается актуальна прежняя схема легализации:
- Новая Каледония;
- Французская Полинезия;
- Острова Уоллис и Футуна;
- Французские Южные и Антарктические территории.
Официальный срок консульской легализации в уполномоченных нотариальных органов — 3 рабочих дня. Однако в связи с большой загруженностью он может быть продлен.
Что такое консульская легализация?
В нашем видео мы рассказываем, что такое консульская легализация документов, зачем она нужна, в каких случаях применяется, чем отличается от процедуры апостилирования, а также об истории консульской легализации.
Если вам необходима консульская легализация документов, выданных в иностранном государстве, обращайтесь в компанию Schmidt & Schmidt.
Мы предоставляем услуги по консульской легализации более чем в 80 странах мира.
Чем мы можем вам помочь?
Если вы сейчас находитесь в другой стране или у вас нет времени для самостоятельного прохождения всех шагов консульской легализации, мы будем рады вам помочь. Вы всегда можете обратиться в компанию Schmidt & Schmidt, у нас накоплен огромный опыт по легализации самых разных документов и мы оказываем все необходимые услуги в этой области, включая снятие нотариальных копий, перевод, подготовку необходимых доверенностей, истребование справок о несудимости, легализации документов в государственных органах РФ и консульствах иностранных государств, а также доставку готовых документов в большинство стран мира.
Вы можете больше узнать о процедуре легализации документов для России на нашем сайте.