Что нужно знать о реестрах бенефициарной собственности и в каких странах они уже функционируют?

Что нужно знать о реестрах бенефициарной собственности и в каких странах они уже функционируют?

Реестр бенефициаров - база данных, которая содержит информацию о конечном владельце компании (физическом лице) или о сложной корпоративной структуре вплоть до последнего физического лица в цепочке компаний.

Реестры участников европейских компаний с ограниченной ответсвенностью (в отличие от офшорных юрисдикций), как правило, являются публичными.

В соответствии с «антиотмывочной» директивой ЕС (AML 5) европейские страны одна за другой сообщают о создании реестров бенефициаров. По общему правилу, согласно Директиве AML, бенефициарным собственником для корпоративных структур является физическое лицо, владеющее или контролирующее корпоративную структуру компании прямо или косвенно и владеющее долей более 25% юридического лица, однако государство-член ЕС оставляет за собой право установить более низкий порог владения долями компании. Более того, в случае, если невозможно установить бенефициарного собственника на основе критерия в виде доли владения, то таковым признается лицо, которое занимает высшую руководящую должность. Для трастов, частных фондов и подобных структур бенефициарным собственником признается учредитель, доверительный собственник, протектор и другие лица, которые осуществляют контроль над структурой.

Более того, ЕС хочет объединить реестры бенефициаров и создать план в сфере противодействия отмыванию средств, нажитых преступным путем (AML). Одобренный 10 июля 2020 Европарламентом план предусматривает объединение европейских реестров бенефициаров в единую сеть.

Также, члены Европарламента подчёркивают, что компании и страны, которые отказываются подчиняться новым правилам, а также страны с высоким уровнем риска должны быть немедленно внесены в черный список. Одновременно, данный план подразумевает сотрудничество с теми организациями и странами, которые проводит реформы, направленные на борьбу с отмыванием денежных средств и финансирование терроризма, тем самым, данный план вносит четкие ориентиры в работу с реестрами.

На данный момент страны-члены ЕС трактуют директивы в сфере противодействия отмыванию средств, нажитых преступным путем (AML) по-разному. Поэтому Евросоюз хочет унифицировать многие процессы в этой сфере, чтобы по максимуму перекрыть возможности отмывания денег через европейскую банковскую систему.

БРИТАНСКИЕ ЗАМОРСКИЕ ТЕРРИТОРИИ

Правительство Великобритании подготовило проект нормативного документа, призванного урегулировать на своих Заморских территориях порядок отражения информации в реестрах бенефициаров. К 2023 году реестры бенефициаров в Британских заморских территориях станут открытыми.

Шаг по открытию данных о бенефициарах в реестрах — приоритетный вектор развития для многих юрисдикций в рамках выполнения стандартов ЕС, директивы AMLD5. Теперь актуально для Заморских территорий. Причем некоторые из 14-ти территорий, находящихся под суверенитетом Великобритании, уже создали реестры, но пока не открыли их.

На Британских Виргинских островах закрытый реестр бенефициаров работает уже третий год, но поиск в нем осуществляется пока в пределах защищенной системы BOSS. При этом правительство БВО уже публично заявило о начале работы по открытию таких данных. По схожему пути пошел Гибралтар, юрисдикция ведет свой реестр бенефициаров с 2018-го, но пока в закрытом режиме.

ВЕЛИКОБРИТАНИЯ

Еще с 25 июня 2014 года в Соединенном Королевстве был принят законодательный акт, в котором оговаривалось создание Открытого реестра бенефициарных собственников компаний (PSC Register) в Королевстве. Основная отличительная черта реестра бенефициаров в Великобритании - его открытость. Каждое заинтересованное лицо может в реестр с целью поиска необходимой информации. В исключительных случаях дозволено скрывать часть информации о контролирующем лице, если существует серьезная угроза его жизни или вероятность применения насилия по отношению к нему.
Предприниматели, которые решили вести бизнес в Англии должны понимать, что практически все формы собственности должны следовать закону ведения публичного регистра контролирующих лиц.

А именно:

  • акционерные компании;
  • английские LLP;
  • шотландские SLP;
  • ограниченные компании;
  • компании с гарантиями;
  • компании ЕС;

Единственное исключение – LP.

Раскрывается следующая информация о контролирующих лицах:

  • Имя и фамилия;
  • Месяц и год рождения;
  • Гражданство;
  • Страна проживания;
  • Адрес для направления корреспонденции;
  • Дата начала контроля;
  • Основание контроля.

ВЕНГРИЯ

В Венгрии 26 июня 2017 года вступил в силу закон о борьбе с отмыванием денег, в соответствии с которым был установлен крайний срок для введения в стране реестра бенефициаров – 1 января 2019 года. Однако спустя 20 месяцев реестр так и не появился, и сайт в сети Интернет для него не был создан.

Правительство Венгрии утверждает, что на данный момент нет определённой даты, когда начнут вести реестры бенефициаров и предсказать эту дату невозможно.

Стоит отметить, что доступ к информации из реестра бенефициаров наравне с налоговыми органами будут также иметь и антитеррористические организации, и службы государственной безопасности. Таким образом, можно предположить, что реестр бенефициаров в Венгрии, в отличие от прочих, будет доступен для расширенного круга лиц (в рамках сотрудничества по борьбе с терроризмом).

ГРЕЦИЯ

Законодательство о реестре бенефициарных владельцев было принято еще в 2018 году, а в 2019 году были внесены изменения. Минфин своим Постановлением от 28 февраля установил официальную дату начала действия реестра – 3 марта 2020 года.

Теперь все юридические лица, зарегистрированные или занимающиеся налогооблагаемой предпринимательской деятельностью на территории Греции, должны вести свой специальный реестр, содержащий информацию о бенефициарах. А затем юридические лица через специальный сервис (GSIS) подают эти сведения в центральный реестр.

ИРЛАНДИЯ

2 марта 2019 г. в Ирландии был принят законодательный акт (Statutory Instrument № 110 of 2019, далее – SI 110), в соответствии с которым в данной юрисдикции был создан центральный реестр бенефициарных владельцев ирландских компаний.

Посредством SI 110 Ирландия имплементировала в свое национальное законодательство требования 4 и 5 Директив ЕС «О предотвращении использования финансовой системы для целей отмывания денег или финансирования терроризма» (Директива 2015/849/ЕС и Директива 2018/843/ЕС, соответственно) о создании реестра бенефициарных владельцев зарегистрированных в Ирландии юридических лиц.

Бенефициарным владельцами в Ирландии признаются физические лица:

  • владеющие напрямую или посредством косвенного участия (через другие юридические лица) более 25% долей, акций или голосующих прав ирландской компании;
  • при отсутствии таковых лиц или при возникновении достаточных оснований для сомнения в том, что они являются бенефициарными владельцами, физические лица, представляющие высшее руководство компании, будут признаваться ее бенефициарными владельцами.

Напомним, что требование для компаний создавать и хранить реестры бенефициарных владельцев, а также при необходимости актуализировать содержащуюся в них информацию было введено в Ирландии 15 ноября 2016 года.

В реестр предоставляется следующая информация:

  • Имя и фамилия;
  • Дата рождения;
  • Гражданство;
  • Адрес проживания;
  • Основание владения;
  • Дата начала и окончания владения.

ИСПАНИЯ

Министерство юстиции Испании издало Постановление 319/2018 от 21 марта 2018 года, в соответствии с которым испанские компании обязаны раскрывать своих конечных бенефициарных владельцев.

Под бенефициарным владельцем в таком случае подразумевается лицо, которое напрямую и косвенно владеет и контролирует:

  • более 25% акционерного капитала компании;
  • более 25% прав голоса компании;
  • другими способами осуществляет прямой или косвенный контроль над управлением компанией.

От обязанности подавать отчетность освобождаются только котирующиеся компании. Кроме того, компании, у которых есть косвенные бенефициары, должны раскрывать информацию о юридических лицах, вмешивающихся в цепочку контроля испанской компании. Если у компании нет прямых или косвенных бенефициаров, она обязана идентифицировать в декларации членов своего органа управления. В последующие годы эту декларацию нужно будет подавать, только если произойдут какие-либо изменения в отношении уже идентифицированных бенефициаров

ИТАЛИЯ

В Италии в 2015 году был создан комитет, в задачи которого входила разработка рекомендаций по имплементации Четвертой Директивы ЕС. С 4 июля 2017 г. в Италии действует Законодательный декрет (Decreto Legislativo n. 90/2017), которым положения Директивы имплементированы в итальянское законодательство.

Согласно данному законодательному акту, юридические лица должны направить информацию о своих бенефициарных владельцах в Торговый реестр Италии, где она будет храниться в соответствующем разделе. Помимо установленных законом государственных органов, доступ к этой информации могут иметь и частные лица при условии совершения оплаты. Однако закон ограничивает основания, по которым частным лицам может быть предоставлена данная информация. К ним относится необходимость указанной информации для организации защиты в рамках судебного процесса и наличие конкретных и документально подтвержденных причин сомневаться в том, что юридический собственник совпадает с фактическим.

КИПР

В конце января стало известно, что в связи с техническими трудностями, возникшими при реализации проекта, кипрские власти решили перенести запуск сбора информации о бенефициарах на 26 февраля 2021 года.

Напомним, что предполагалось, что Департамент регистрации и ликвидации компаний начнет собирать данные владельцев компаний с 18 января.

Новый реестр не будет публичным (поскольку Реестр внедряется в соответствии с Четвертой, а не Пятой директивой ЕС) – доступ к нему будет иметь только определенный круг уполномоченных лиц: компетентные органы, представители MOKAS (подразделение по борьбе с отмыванием денег), правоохранительные и налоговые органы. Также в целях проверки своих клиентов доступ будет предоставляться банковским учреждениям и регистрационным агентам.

В будущем на Кипре планируют также ввести реестр трастов. Ожидается, что за этот реестр с марта 2021 года будет отвечать Кипрская комиссия по ценным бумагам и биржам.

ЛИХТЕНШТЕЙН

С 1 августа 2019 года в Лихтенштейне вступил в силу Закон о реестре бенефициаров (Gesetz über das Verzeichnis der wirtschaftlichen Eigentümer inländischer Rechtsträger, VwEG).

Теперь трастовые провайдеры и другие соответствующие лица обязаны предоставлять в Министерство юстиции сведения о бенефициарных собственниках для формирования Реестра (ведется на немецком языке).

Реестр не является публичным. Информация будет доступна:

  • Органам власти: Управление финансового рынка (FMA);
  • Подразделения финансовой разведки (Stabsstelle FIU);
  • Прокуратура (Staatsanwaltschaft) и др.;
  • Органам, осуществляющим due diligence (в том числе банкам);
  • Третьим лицам на основании специального заявления.

ЛЮКСЕМБУРГ

После принятия Четвертой директивы ЕС о борьбе с отмыванием денег (4AMLD) в 2017 году законодательство Люксембурга требует, чтобы все компании указывали своих конечных бенефициаров и предоставляли информацию в Реестр компаний (Luxembourg Business Register, LBR), который затем регулярно публикует ее в Реестре бенефициарных владельцев компаний.

Закон Люксембурга «О реестре бенефициарных собственников» (Registre des Bénéficiaires Effectifs (RBE)) охватывает широкий круг структур, форм и типов предприятий.

Под действие данного законодательства попадают, как компании, так и партнёрства, независимо от того, являются ли они регулируемыми или нет. Это такие формы предприятий как: SA, SCA, Sàrl, SCS, SCSp, SE, SNC, GIE, SAS, SC.

Законодательство распространяется также и на инвестиционные фонды. Это такие структуры, как: UCITS, Part II Fund, SIF, SICAR, RAIF и другие типы AIF. Общие фонды Люксембурга (FCP) в том числе попадают под действие Нового закона, хотя первоначально они были исключены, а также зарубежные филиалы коммерческих корпораций и общественных организаций.

В реестр предоставляется следующая информация:

  • Имя и фамилия;
  • Дата рождения;
  • Идентификационный номер;
  • Гражданство;
  • Страна проживания;
  • Основание владения.

МАЛЬТА

20 декабря 2017 года на Мальте было опубликован Закон о создании Реестра бенефициаров (внедрение Директивы ЕС 2015/849).

Ежегодно все компании должны подавать сведения Регистрару, подписанные Директором или Секретарем компании с информацией относительно BO и датами любых изменений.

Компания, ее руководящие органы, акционеры и бенефициарные владельцы несут ответственность за несоблюдение Закона.

Доступ к Реестру бенефициаров на Мальте ограничивается Службой финансовой разведки, национальными налоговыми органами и любыми другими компетентными национальными органами в рамках предотвращения отмывания денег или финансирования терроризма. Доступ осуществляется без ограничений и без предварительного уведомления. Также возможен доступ к Реестру лицам или организациям, которые осуществляют должную осмотрительность в соответствии с применимым законодательством в отношении отмывания денег или финансирования терроризма.

И наконец, любое лицо или организация могут получить доступ по письменному запросу, который представляет законный интерес и должным образом демонстрируется как однозначно связанный с предотвращением, выявлением и устранением отмывания денег или финансирования терроризма.

В реестр предоставляется следующая информация:

  • Имя и фамилия;
  • Дата рождения;
  • Идентификационный номер;
  • Гражданство;
  • Страна проживания;
  • Основание владения.

НИДЕРЛАНДЫ

23 июня 2020 г. Парламент Нидерландов принял Закон №35179 о введении централизованного реестра бенефициаров. Нидерланды были обязаны создать реестр бенефициаров компаний в соответствии с Директивой ЕС 2015/849 (4AMLD) еще в 2017 году, но исполнили предписание только спустя три года.

Для некоторых данных из реестра будет предусмотрен режим публичной доступности. Пятая директива ЕС по противодействию отмыванию денег (5AMLD) обязывала Нидерланды и другие страны ЕС ввести также реестры бенефициаров трастов (и похожих структур) до конца января 2020 года. AML5D вносит изменения и расширяет применимые положения предыдущих директив ЕС в отношении трастов. Например, обязательство регистрировать информацию было расширено и больше не относится только к «экспресс-трастам».

В случае с трастами и фондами, нет понятия «минимального порога контроля», с которого физическое лицо будет признано «раскрываемым» бенефициаром. То есть, будут указываться все бенефициары, а не только те, которые владеют 25% долей, как в случае с компаниями.

ФРАНЦИЯ

Французский государственный реестр трастов существует с 2013 года и был создан в рамках закона по борьбе с налоговым мошенничеством и серьезными экономическими и финансовыми преступлениями. Реестр содержит информацию, которые французские налоговые органы получают от трасти и трастов, имеющих отношение ко Франции.

С 2011 года все трасты, у которых как минимум один из трасти, основателей или бенефициаров является налоговым резидентом Франции, или в распоряжении которых находятся активы, расположенные во Франции, должны подавать особую декларацию налоговым органам Франции, согласно статье 1649
AB французского налогового кодекса. Именно эти данные содержатся в реестре, и именно эти данные в скором времени окажутся в открытом доступе для любого желающего с ними ознакомиться.

ХОРВАТИЯ

Реестр бенефициарных собственников был создан в 2019 году. Ведет Реестр Финансовый регулятор страны - Financial Agency (FINA).

В Реестре в электронном виде хранится информация о конечных бенефициарах всех юридических лиц, зарегистрированных на территории Республики Хорватии, а также информация о конечных бенефициарных владельцах трастов и эквивалентных структур, созданных в соответствии с иностранным законодательством и получивших в стране персональный идентификационный номер (OIB).

В зависимости от типа юридического лица и сложности структуры его собственности в Реестр необходимо внести информацию о конечном бенефициарном праве, включая, в частности, информацию о характере и масштабах конечного бенефициарного владения.

ШВЕЦИЯ

С 1 августа 2017 года в Швеции вступил в силу новый закон, который обязывает юридические лица предоставлять информацию о своих бенефициарах в Шведскую службу регистрации компаний (Bolagsverket). Данный закон является реализацией в шведском законодательстве Четвертой директивы ЕС по борьбе с отмыванием денег.

Обязательство регистрировать бенефициарную собственность распространяется на:

  • шведские юридические лица;
  • иностранные юридические лица, действующие в Швеции;
  • физические лица, проживающие в Швеции, которые управляют трастами или аналогичными юридическими структурами.

Освобождены от данного обязательства:

  • правительство, окружные советы и муниципалитеты, а также юридические лица, над которыми они имеют значительный контроль;
  • ограниченные компании с голосующими акциями, допущенными к торгам на регулируемом рынке в ЕЭЗ или эквивалентном рынке за пределами ЕЭЗ;
  • имущество умерших и обанкротившихся лиц.

ВЫВОД

Таким образом, можно сказать, что в целом европейские юрисдикции в своем национальном законодательстве близко следуют Директиве ЕС AMLD4/5.

При этом многие европейские страны не пошли по пути Великобритании и в некоторой степени попытались ограничить доступ частных лиц к информации, содержащейся в реестре. Такой подход представляется более сбалансированным, поскольку, с одной стороны, позволяет компетентным государственным органам получать информацию, которая может оказаться полезной для проведения расследований, и, с другой стороны, обеспечивает некоторую конфиденциальность сведений о физических лицах, являющихся бенефициарными владельцами компаний. В то же время такой подход не исключает злоупотреблений со стороны частных лиц, которые могут предпринимать попытки получить доступ к информации в реестре, доказывая наличие «законного интереса», что создает дополнительные угрозы для бенефициаров.

Тенденции к повышению прозрачности корпоративных структур характерны не только для Европы, но и для азиатских стран и некоторых островных территорий. В этой связи можно говорить о формировании нового устойчивого направления развития корпоративного законодательства и налогового планирования.

РОССИЯ

Стоит обратить внимание на то, что 21 декабря 2016 года в России вступили в силу изменения в Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» об обязанностях юридического лица раскрывать информацию о своих бенефициарных владельцах (ст. 6.1).

Под бенефициарным владельцем понимается физическое лицо, которое в конечном счете прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет (имеет преобладающее участие более 25 процентов в капитале) юридическим лицом либо имеет возможность контролировать его действия (п.8 ст. 6.1. Федерального закона 115-ФЗ).

С 21 декабря 2016 года юридическое лицо обязано:

Располагать информацией о своих бенефициарных владельцах и принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры для их идентификации.

О бенефициарном владельце юридическое лицо должно располагать следующей информацией:

  • фамилия, имя, а также отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая);
  • гражданство;
  • дата рождения;
  • реквизиты документа, удостоверяющего личность;
  • данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации;
  • адрес места жительства (регистрации) или места пребывания;
  • идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).

Об авторе

Аватар пользователя Andrej Schmidt
Управляющий партнер, руководитель отдела маркетинга и дистрибуции