Совершение нотариальных действий по обращению российских юридических лиц не является нарушением санкционного режима. Соответствующее решение принял Суд ЕС. Об этом сообщает Российское агентство правовой и судебной информации, а также — ряд зарубежных СМИ.
Юридические разбирательства начались после того, как нотариус, работающий в Берлине, отказался удостоверить договор купли-продажи квартиры, которая принадлежала компании из РФ. Он опасался, что, выполняя профессиональные обязанности, нарушит санкционные ограничения, наложенные на предоставление юридических консультационных услуг российским фирмам. Евросоюз ввел соответствующие санкции в 2022 году.
Собственник квартиры обратился с жалобой в земельный суд Берлина, а тот не решился самостоятельно принимать решение по делу, и привлек к разбирательствам Суд ЕС. «Евросудьи» в итоге пришли к выводу, что удостоверение нотариусом договора купли-продажи недвижимого имущества, принадлежащего юридическому лицу из РФ, санкционные ограничения не нарушает. Дело в том, что деятельность нотариуса при независимом и беспристрастном выполнении им обязанностей, имеющих публичную функцию, не может трактоваться как предоставление юридических консультационных услуг. Причем, речь идет обо всех задачах, решаемых нотариусом при удостоверении договора, — например, о передаче денег или регистрации перехода права собственности. Тем более, в нотариальном кодексе Германии четко говорится, что нотариус не имеет права отказаться от исполнения своих обязанностей без уважительной причины.
Кроме того, Суд ЕС подчеркнул, что официальный переводчик, работающий с документами в рамках нотариальных процедур, также не считается лицом, предоставляющим юридические консультации. А значит, никакие ограничения на его работу с российским бизнесом тоже не могут быть наложены.