В парламенте Великобритании состоялись дебаты, во время которых заморские территории Соединенного Королевства, многие из которых считаются офшорами, были подвергнуты жесткой критике со стороны членов Палаты Общин за невыполнение планов по созданию реестров бенефициаров. С критикой согласились не все.
В конце 2010-х годов между официальным Лондоном и заморскими территориями Великобритании разгорелась острая дискуссия. Британские власти потребовали, чтобы их владения, многие из которых являлись офшорными юрисдикциями, поменяли свои финансовые системы и создали общедоступные реестры бенефициарных собственников бизнеса. Лидеры заморских территорий были недовольны данной идеей, и даже угрожали в ответ разорвать отношения с Лондоном и объявить о независимости.
Однако после того, как Соединенное Королевство в 2020 году приняло программный документ«Заморские территории: внедрение общедоступных реестров бенефициарных собственников», британские владения вынуждены были дать свое согласие на его реализацию до конца 2023 года.
На практике полноценный реестр бенефициаров из британских заморских владений успел создать только Гибралтар. Остальные юрисдикции резко замедлили свою работу в данном направлении после того, как Суд ЕС в 2022 году отменил требования относительно открытой публикации данных бенефициаров бизнеса на территории Евросоюза, как практику, нарушающую права человека на неприкосновенность частной жизни.
Формально данное решение не распространяется на заморские территории Великобритании, однако оно дало им повод поставить под сомнение целесообразность и законность раскрытия данных реальных собственников бизнеса. Британских парламентариев позиция заморских территорий разочаровала.
«Великобритания и ее заморские территории несут коллективную ответственность за то, что из-за вседозволенности каждый год остальной мир имеет налоговые потери в размере 90 млрд долларов», — заявил на дебатах парламентарий Шотландской национальной партии Ричард Томпсон.
В роли адвоката иностранных владений выступил министр заморских территорий Соединенного Королевства Дэвид Ратли, сказавший, что в 2022 году был принят ряд законов, направленных на создание реестров. Кроме того, он отметил, что на заморские территории повлияло решение суда ЕС. Министр заявил, что донесение до властей заморский территорий информации о возможности создания реестров и согласования таких действий с законами о защите персональных данных являются для него абсолютным приоритетом.
«Мы работаем вместе, чтобы найти способы добиться положительного прогресса. Эта деятельность включает в себя и принятие промежуточных решений, которые в конечном итоге позволяют добиться положительного результата в сфере выполнения обязательств по повышению корпоративной прозрачности», — подчеркнул Ратли.
Сразу после дебатов правительство Британских Виргинских островов сделало заявление, в котором подтвердило обязательства заморских территорий по созданию реестров бенефициаров и подчеркнуло, что данная сфера не относится к компетенции Суда ЕС. В то же самое время местное правительство отметило, что мнение европейских судей изменило «международный контекст» вокруг создания публичных реестров собственников бизнеса и, что теперь к вопросу нужно подходить с особой осторожностью — так как в любой юрисдикции могут быть поданы иски о нарушение права на неприкосновенность личных данных.
По словам вице-премьер-министра, а по совместительству министра финансов, труда и торговли БВИ Лорны Смит, защита персональной информации может означать в будущем ограничение доступа к любому реестру бенефициаров.
«Защита фундаментальных прав человека требует применения «проверки законных интересов» для определения тех сторон, чей информационный запрос о бенефициарной собственности действительно направлен на борьбу с отмыванием денег и финансированием терроризма», — подчеркнула Смит.
При этом, она пообещала, что БВИ будут жестко придерживаться международных антиотмывочных стандартов.
«Виргинские острова на протяжении многих лет играли активную и важную роль на международной арене, борясь с неправомерным использованием своего финансового сектора для отмывания денег, финансирования терроризма и других незаконных целей… Прозрачность является ключом к этому, но не менее важно и уважение международного права», — резюмировала Смит.