Новый проект закона о борьбе с отмыванием денег (с поправками) был представлен в сентябре 2024 года на второе рассмотрение Постоянному комитету Всекитайского собрания народных представителей. Об этом сообщает портал WilmerHale.
Если законопроект будет принят в предложенном виде в трех чтениях, это станет первым масштабным изменением антиотмывочного законодательства Китая за 17 лет. В первом чтении в апреле 2024 года законодатели его поддержали.
По словам экспертов, поправки направлены на модернизацию и укрепление правовой базы Китая по борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма, отражая меняющиеся мировые стандарты.
Как отметил Пан Гуншэн, управляющий Народного банка Китая, хотя правовой режим противодействия отмыванию денег в КНР достиг значительного прогресса, проблемы все еще остаются. К ним относятся: неспособность некоторых учреждений эффективно выполнять свои антиотмывочные обязательства, неэффективность координационного механизма надзора и обмена информацией, а также необходимость более строгого мониторинга и обеспечения соблюдения мер по борьбе с отмыванием денег. При этом Китаю необходимо решить комплекс вопросов, связанных с легализацией доходов, полученных преступным путем, в сфере борьбы с коррупцией, подпольными финансовыми услугами и азартными играми. Ужесточение антиотмывночного законодательства играет важную роль в противодействии финансовой преступности, которая гибко приспосабливается к меняющимся правовым условиям.
В новых поправках сделан акцент на вопросах обеспечения национальной безопасности. В законопроект внесено положение о том, что антиотмывочная деятельность ведется не только для поддержания финансового порядка, но в целях защиты безопасности государства.
Ранее в законодательстве Китая существовал исчерпывающий перечень преступлений, легализация полученных в результате которых средств каралась отдельно, как отмывание денег. К ним относились незаконный оборот наркотиков, бандитизм, терроризм, контрабанда, коррупция, взяточничество, преступления в сфере финансового управления и финансовое мошенничество. Теперь отмыванием денег предлагается считать попытку сокрыть средства, полученные в результате любого противоправного деяния.
Законодатели планируют расширить требования антиотмывочного законодательства на деятельность застройщиков, агентств недвижимости, бухгалтеров, юристов, нотариусов, управляющих активами и продавцов драгоценных металлов.
В законопроекте отдельно прописаны требования относительно защиты персональной информации, полученной в ходе антиотмывочных мероприятий. Ее планируют строго запретить использовать кому-либо, кроме специально уполномоченных структур. Такие данные будут находиться под защитой государственных органов.
Также авторы законопроекта включили в него процедуры по идентификации бенефициарных собственников организаций. Антиотмывочные и другие регулирующие органы, согласно планам законотворцев, должны будут создать особую систему управления информацией о бенефициарах. Финансовые и некоторые другие учреждения обязаны будут запрашивать и проверять данные конечных собственников юридических лиц. В законопроекте также присутствует определение бенефициарного собственника, как физического лица, осуществляющего конечное владение или конечный контроль над компанией.
Кроме того, законодатели предлагают расширить сами процедуры изучения клиентов. Например, будет полностью заблокирована возможность открывать какие-либо счета без раскрытия своей истинной личности. При заключении любого договора (например, страхования), оказывающие услуги структуры должны будут обязательно выяснять личность бенефициара.
Власти Китая планируют расширить сеть органов, занимающихся антиотмывочными расследованиями. В частности, данные полномочия будут предоставлены правоохранительным структурам, действующим на муниципальном уровне.