
Итальянский бизнес обязан до 11 декабря 2023 года уведомить Реестр компаний о своих конечных владельцах. Постановление Министерства предпринимательства и промышленности, содержащее порядок раскрытия информации о бенефициарах, было опубликовано в «Официальном вестнике» 9 октября 2023 года и вступило в законную силу.
Разработка процедур раскрытия данных о реальных собственниках бизнеса началась еще в 2007 году, когда был подписан Указ о борьбе с отмыванием денег. Однако начало работы реестра бенефициаров неоднократно переносилось.
В зависимости от организационно-правовой формы бизнеса признаки бенефициарного владения могут отличаться.
Для итальянских компаний бенефициар — это лицо, владеющее не менее чем 25% акций, либо контролирующее большинство голосов на собраниях, либо имеющее доминирующее влияние через договоры, либо обладающее специальными административными возможностями.
У партнерств и фондов бенефициарами считаются все учредители и лица, имеющие специальные административные возможности.
Для трастов бенефициары — учредители, доверительные управляющие и лица, выполняющие контрольные функции.
Раскрывать информацию о себе должны сами бенефициары путем подачи в Реестр компаний электронных заявлений с цифровой подписью и сертифицированным адресом электронной почты. Сделать это можно через электронную службу «Телемако».
Возможность передачи права подачи заявления профессионалам законодательством Италии пока не предусмотрена, однако профессионалы могут оказывать помощь при заполнении заявления.
В Реестр сообщаются идентификационные данные бенефициара (фамилия, имя, место жительства, налоговый код, гражданство) и критерий владения. Информация должна подтверждаться ежегодно. На тех, кто не соблюдает требования о раскрытии данных, будет налагаться штраф в размере от 103 до 1032 евро. Лица, подающие в Реестр ложные данные, подлежат уголовной ответственности. Бухгалтеры и юристы, узнавшие об искажении информации и других нарушениях, обязаны немедленно сообщать об этом в Реестр.
Компании, фонды, партнерства и трасты, зарегистрированные до 9 октября 2023 года, обязаны раскрыть информацию о бенефициарах до 11 декабря, а у тех, которые создаются с 9 октября — есть 30 дней на информирование Реестра.
Свободный доступ к реестру получат органы власти Италии и специально аккредитованные лица и организации (финансовые консультанты, банки, страховые компании и т.п.). Представители общественности смогут получить доступ к реестру по мотивированному запросу.