
Несмотря на многочисленные антиотмывочные меры, принятые за последние 30 лет, преступники продолжают спокойно легализовывать средства, полученные незаконным путем. Об этом пишет издание Hash Telegraph со ссылкой на отчет FATF и исследование Университета Чикаго.
Зачем нужна борьба с отмыванием денег
В 60-е годы ХХ века Соединенные Штаты столкнулись с большим потоком денег, полученным от торговли наркотиками. В ответ официальный Вашингтон принял Bank Secrecy Act, обязавший финансовые учреждения отслеживать крупные операции. Со временем антиотмывочная борьба вышла на международный уровень. В Париже была создана Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (Financial Action Task Force on Money Laundering — FATF), специальное международное объединение, призванное противодействовать легализацией «грязных» денег, а в дальнейшем также — финансированию терроризма и распространению оружия массового поражения.
Сейчас FATF включает в себя сорок государств и мониторит около двухсот юрисдикций. Группа выпустила сорок специальных рекомендаций, ставших международным антиотмывочным стандартом. Согласно одному из механизмов, финучреждения выявляют подозрительную активность и передают данные о ней в национальные финансовые разведки, а те в свою очередь информируют о происходящем правоохранительные органы. Если в ходе расследования подозрения о противоправной деятельности подтверждаются, принимаются соответствующие юридические решения, а «грязные» деньги конфискуются.
Однако на практике все оказалось гораздо сложнее, чем это могло показаться на первый взгляд. Так, в Соединенных Штатах Америки количество отчетов о подозрительных операциях с 1996 по 2023 годы выросло с 50 тысяч до 4,6 миллиона, однако число приговоров за отмывание денег за тот же период изменилось незначительно — с 827 до 1312 в год.
Таким образом, если в 90-е годы один приговор приходился на 63 отчета, то теперь — примерно на 2900. Причем, ресурсов для обработки данных критически не хватает. В США один специалист должен изучать свыше 14 тысяч отчетов за год.
Похожая ситуация сложилась и в Европе. В Великобритании ежегодно подается около 460 тысяч таких отчетов, в Германии — 265 тысяч, во Франции — 215 тысяч, однако количество приговоров невелико. Финансовые учреждения начали просто перестраховываться — ведь, если они пропустят подозрительную операцию, их оштрафуют, а за передачу не подтвердившейся информации никого не наказывают.
Ситуация с конфискацией незаконных средств — еще хуже. Согласно оценке Организации Объединенных наций, в мире удается изъять лишь около 0,2% отмытых денег, а по данным Европола — порядка 1%.
Рекордные конфискации в Соединенных Штатах прошли в 2019 году, когда изъять удалось 1,6 миллиарда долларов. Однако общая сумма незаконных легализаций в стране оценивается на уровне до 1 триллиона долларов в год. Поэтому такая эффективность выглядит совершенно несерьезно.
В FATF констатируют, что всего в 19% юрисдикций на планете противодействие отмыванию денег организовано на высоком уровне.
Почему мировая система по борьбе с отмыванием денег неэффективна
Hash Telegraph подчеркивает: скандалы последних лет демонстрируют системные проблемы в антиотмывочной сфере. Danske Bank «не заметил» в своем эстонском филиала подозрительных транзакций на 200 миллиардов евро, Westpac в Австралии на 7,5 миллиардов (включая средств за торговлю детьми).
TD Bank в Соединенных Штатах «не уследил» за 18,3 миллиарда долларов. В Hash Telegraph отмечают, что подобные инциденты заканчиваются крупными штрафами и отставками высокопоставленных банкиров, но не «посадками». При этом, финансовые учреждения уже научились включать издержки на антиотмывочные штрафные санкции в свои бизнес-планы заранее.
Deutsche Bank заплатил 630 миллионов долларов за то, что допустил «зеркальные сделки» на сумму в 10 миллиардов. ING в Нидерландах был оштрафован на 775 миллионов евро за «упущения» по незаконным транзакциям на сотни миллиардов.
Эксперты с удивлением констатируют, что сами схемы по легализации незаконных средств за последние десятилетия принципиально не усложнились. Большинство злоумышленников продолжают использовать наличные деньги, переброски между счетами, скупку недвижимости и драгоценных металлов.
Лица, занимающиеся легализаций незаконных доходов профессионально, берут с преступников от 2 до 17% от общей суммы. При этом, многие представители криминалитета «экономят» и по старинке отмывают деньги сами.
Правда, дополнительные возможности для преступных сообществ создали криптовалюты. Их использование уже позволяет ОПГ отмывают миллиарды долларов. Международные организации и национальные власти вводят новые правила для регулирования данной сферы, но злоумышленники их эффективно обходят.
Изначально AML создавалась для борьбы с наркокартелями. Логика была проста: сделать отмывание дороже и рискованнее, лишить преступников капитала через конфискации, увеличить вероятность поимки. Сегодня у системы десятки целей — от коррупции до киберпреступлений и санкций. Размытый фокус снижает эффективность
— пишет Hash Telegraph.
При этом, никто не может с полной уверенностью даже оценить общий объем отмываемых средств. Эксперты называют цифры от 2 до 31% мирового валового внутреннего продукта. При взаимных оценках FATF фигурируют показатели формального соответствия, но не принимаются во внимание реальные результаты. Показательно, что даже при этом 97% государств соответствуют лишь низкому или среднему уровню эффективности. Скандальные инциденты зачастую вообще не упоминаются в отчетах.
Hash Telegraph констатирует, что мировая антиотмывочная система превратилась в «бюрократический конвейер», поставляющий огромные объемы информации силовым структурам, но не создающий реальных сложностей для представителей криминалитета.
Существующие меры служат пиару крупных финансовых центров, а не противодействию преступности. Несмотря на усложнение инструментария и рост связанных с этим затрат, реальная эффективность остается на уровне статистической погрешности.
Что такое торговый реестр?
В нашем видео мы рассказываем, что такое торговый реестр и что можно сделать, чтобы проверить контрагента.
Если вам необходимо проверить вашего иностранного контрагента, обращайтесь в компанию Schmidt&Schmidt.
Мы предоставляем услуги по получению выписок из торговых реестров более чем в 100 странах мира.