+7 499 677 4922

30 запрещенных приемов рекламы

Часто предприниматели из России, предлагающие свои продукты на европейском рынке, сталкиваются с проблемами, связанными с недостаточной информированностью об особенностях регулирования европейского рынка. В частности, многие особенности рекламы и продвижения продуктов на немецком рынке регулируются как TMG (закон о средствах массовой информации), UWG (закон о запрете недобросовестной конкуренции) так и целым рядом других документов.

Так как многие требования этих законов для большинства предпринимателей, не имеющих специального экономического или юридического образования, не очевидны, но при этом нарушение таких требований может вести к многотысячным штрафам, а в худшем случае к лишению свободы, было бы разумно осветить некоторые из них подробнее.

В соответствии с § 3 закона о запрете недобросовестной конкуренции Федеративной Республике Германия запрещены всякие действия, направленные на значительное ущемление прав потребителей, конкурентов или прочих участников рынка.

В отличие от России в Европе, в частности в Германии, нет необходимости ждать, когда к вам придет Роспотребнадзор с проверкой, чтобы выписать штраф, потребовать возмещения ущерба, в случае нарушения справедливой конкуренции, в праве любой из ваших конкурентов. Т.е. вероятность получения предупреждение и требования о возмещении ущерба, в случае нарушения закона, весьма высока.

Ряд подобных нарушений выделен в особый список, являющийся приложением к вышеозначенному закону. Т.е. при проведении рекламной компании или продвижения товаров на немецком рынке особо следует обращать внимание на следующие действия:

  1. ложное утверждение, что предприниматель подписал обязательства в отношении соблюдения этического кодекса;
  2. употребление знаков качества или подобных знаков без соответствующего разрешения;
  3. ложное утверждение, что этический кодекс предприятия был одобрен государственной инстанцией;
  4. ложное утверждение, что услуги или товары одобрены государственной или частной инстанцией или ложное утверждение, что что товары или услуги соответствуют требованием данных инстанций для их одобрения;
  5. предложение услуг или товаров, в отношении которых предприниматель имеет достаточные основания сомневаться в том, что товар будет поставлен вовремя, в соответствующем объеме и по названной цене;
  6. Предложение услуг или товаров по определенной цене, в том случае если предприниматель намерен вместо определенного товара или услуги предоставить иной товар или услугу. А также отказ принять заказ на услугу или товар, рекламированные предпринимателем, или отказ предоставить услугу или товар в приемлемое время;
  7. ложное утверждение, что определенные товары или услуги доступны на определенных условиях только в ограниченный промежуток времени, с целью принудить потребителя к заключению договора таким образом, чтобы потребитель не имел достаточного времени на принятие обдуманного решения;
  8. оказание потребительских услуг на ином языке, нежели тот, на котором предлагались услуги пред заключением договора. Данный пункт утрачивает силу в том случае, если потребитель был преждевременно проинформирован, что услуга будет оказана на ином языке;
  9. ложное утверждение или попытка создать ошибочное впечатление, что товар или услуга разрешена к обороту;
  10. ложное утруждение или попытка создать ошибочное впечатление, что гарантированные законом права потребителя являются особенностью коммерческого предложения;
  11. замаскированные под информационные редакционные материалы, оплаченные предпринимателем, которые распространяются с целью стимулирования продаж, в том случае если по их внешнему виду невозможно сделать вывод об их рекламном предназначении;
  12. ложное утверждение, что потребитель или его семья находится под угрозой в том случае, если предложенный товар или услуга не будут куплены или заказаны;
  13. предложение товара или услуги сходной с товаром или услугой конкурента, с целью ввести потребителя в заблуждение относительно происхождения товара иди услуги;
  14. создание, участие или поддержка систем, создающих впечатление, что благодаря привлечению новых членов возможно получение вознаграждения. (запрет пирамид Понци);
  15. ложное утверждение, что предприниматель в скором времени прекратит деятельность или изменит адрес;
  16. утверждение, что благодаря товару или услуге возможно увеличить шансы на победу в азартной игре;
  17. ложное утверждение или попытка создать ошибочное впечатление, что потребитель выиграл приз или получил определенные преимущества, а также сможет его выиграть, в том случае, если предпримет определенные шаги, или попытка создать ложное впечатление, что вероятность выигрыша приза находятся в зависимости от суммы уплаченных денег или перенятых издержек;
  18. утверждение, что товар или услуга могут излечивать болезни;
  19. ложное утверждение о ситуации на рынке, направленное на то, чтобы вынудить потребителя согласится на получение услуги или товара на менее выгодных условиях, чем это принято на рынке;
  20. проведение конкурса или аукциона, в том случае если предложенный приз или его соразмерный эквивалент не будут выданы;
  21. предложение товара или услуги «бесплатно», «даром» или аналогично этому, в том случае, если при заключении договора возникают издержки для потребителя. Данное правило не распространяется на стоимость доставки коммерческого предложения или иные неизбежные издержки, непосредственно связанные с доставкой товара или оказанием услуги;
  22. предоставление рекламных материалов с требованием об оплате, в том случае, если возникает ошибочное впечатление, что рекламируемый товар или услуга были заказаны;
  23. ложное утруждение или попытка создать ошибочное впечатление, что предприниматель действует безвозмездно или не в интересах своей фирмы;
  24. ложное утруждение или попытка создать ошибочное впечатление, что при заказе товара или услуги будет доступно сервисное обслуживание в другой стране члене ЕС, нежели место продажи или услуги;
  25. создание впечатления, что клиент не может покинуть помещение без заключения договора;
  26. отказ торгового агента покинуть жилое помещение по требованию владельца, исключая случаи, когда регулярное посещение помещения оправдано договорными обязательствами;
  27. мероприятия направленные на то, чтобы ограничить права потребителя на реализацию прав, вытекающих из договора. Например, требование от потребителя документов, которые не нужды для доказательства имеющихся требований, или систематическое игнорирование требований потребителя;
  28. призыв с помощью рекламы детей к покупке товара или заказу услуги, без разрешения родителей иди опекунов;
  29. требования оплаты незаказанных услуг или товаров, или требование возврата или сохранения незаказанных товаров, в том случае если речь не идет о допустимой с точки зрения закона поставке с целью замены некондиционного товара;
  30. недвусмысленное утверждение, что рабочее место или существование предпринимателя находятся под угрозой, если потребитель не купит услугу или товар.

Данные требования регулируются директивами Европейского Союза и в той или иной форме могут быть найдены в национальном законодательстве большинства членов ЕС.

Кроме того, следует учитывать, что в данном тексте затронуты аспекты регулирования рынка только на основании требовании только одной статьи одного закона! В реальности же таких требований значительно больше, но к этому мы вернемся позже.

Об авторе

Основатель и руководитель