После 5-й Директивы, которая значительно усилила существующие положения о противодействии отмывания денег, 6-я Директива направлена на то, чтобы дать финансовым учреждениям и органам власти возможность ещё больше расширить контроль за ПОД за счет расширения сферы применения существующего законодательства, разъясняющего некоторые нормативные детали и ужесточающего уголовные санкции в ЕС.
Шестая Европейская директива по противодействию отмыванию денег (Directive (EU) 2018/1673 on combatting money laundering by criminal law – 6AMLD) была принята 12 ноября 2018 года. Данная директива дополняет Пятую директиву по противодействию отмыванию денег (5AMLD), которая была принята в том же году. Государства-члены ЕС были обязаны гармонизировать свое национальное законодательство в сфере ПОД/ФТ согласно положениям 6AMLD к лету 2021 года.
AMLD6 стремится закрыть лазейки в мерах по противодействию отмыванию денег (ПОД) в странах-членах ЕС, увеличивая объем ответственности для тех, кто признан виновным в совершении правонарушений.
Согласно AMLD6, уголовная ответственность может быть применена к «юридическим лицам», таким как компании и товарищества. Фирмы могут нести уголовную ответственность за действия сотрудников, занимающихся преступной деятельностью. Цель этого положения - заставить предприятия, оказывающие финансовые услуги, взять на себя больше ответственности по борьбе с отмыванием денег.
6AMLD развивает понятие «предикатного» (предшествующего) преступления, введенного в стандарт AML по инициативе международной организации ФАТФ еще в 2012 году. Данное понятие обозначает преступление, в результате которого лицо получает преступный доход, а, следовательно, служит базой для обязанности всех субъектов AML отслеживать у себя не только прямо преступный доход, но и доход, полученный преступным путем на предыдущем этапе движения средств.
Согласно Директиве, инициаторы преступлений, пособники и подстрекатели являются сообщниками, а пособничество, подстрекательство и «самоотмывание» теперь также считаются уголовными правонарушениями. Государства ЕС обязаны квалифицировать пособничество, подстрекательство, покушение на преступление («aiding, abetting and attempting») в качестве уголовно наказуемых деяний.
Новшеством 6AMLD также является установление обязанности государств-членов ЕС рассматривать в качестве преступления в сфере отмывания денежных средств легализацию собственных доходов («self-laundering»). Такого рода преступление имеет место тогда, когда действия, направленные на легализацию преступных доходов, осуществляются лицом, совершившим предикатное преступление, в частности, путем передачи в оборот имущества, полученного в результате преступной деятельности, и сокрытия таким образом его незаконного происхождения. Практическим примером можно считать использование «подставных» компаний для сокрытия прибыли организации от налогообложения и неуплаты НДС с последующим приобретением различных товаров и услуг, имущества.
Также Шестая Директива ЕС охватывает вопрос двойной криминализации, предписывая государствам-членам ЕС признавать определенные «предикатные» преступления, речь о которых шла выше, даже, если они не являются нарушением закона в данной юрисдикции. 6AMLD устанавливает ряд факторов, которые органы власти должны учитывать при принятии решения о том, как и где проводить судебное преследование, включая страну происхождения потерпевших, гражданство (или местожительство) правонарушителя и юрисдикцию, в которой было совершено правонарушение. 6AMLD устанавливает ряд факторов, которые органы власти должны учитывать при принятии решения о том, как и где проводить судебное преследование, включая страну происхождения потерпевших, гражданство (или местожительство) правонарушителя и юрисдикцию, в которой было совершено правонарушение.
В настоящее время ожидается принятие новых директив Евросоюза о противодействии отмыванию денег и финансированию терроризма. Финансовый контроль со стороны регуляторов будет только усиливаться, поэтому мы рекомендуем организациям заранее реагировать на эти изменения реальными действиями, такими, как переподготовка своего персонала, отвечающего за соблюдение нормативных требований, и пересмотр своих текущих процессов KYC и KYB.