Минфин и другие авторы предлагают ввести «регуляторно-ограничительный режим» криптовалют, а не полный запрет, что идёт вразрез с позицией Центрального Банка РФ. Граждане и компании должны осуществлять криптооперации через банки, а участников сделок следует идентифицировать, говорится в проекте.
28 января стало известно, что сразу же несколько ведомств (Минфин, Минэкономразвития, Генпрокуратура, Росфинмониторинг, ФСБ, МВД, ФНС, Минцифры и ЦБ) подготовили «дорожную карту» для регулирования криптовалюты в России. Стоит отметить, что ЦБ не поддержал положения, вошедшие в данный документ. Возможно, именно поэтому ранее регулятором был опубликован доклад с обоснованием позиции по полному запрету обращения криптовалюты.
Другие ведомства считают, что полный запрет криптовалюты может приветси к развитию теневого оборота криптоактивами. «Дорожная карта» предполагает, что к маю 2022 г. Минфин проработает атрибуты и функционал системы комплаенс-контроля за деятельностью организаторов, операторов и клиентов p2p-платформ, а также иных систем, в том числе провайдеров услуг виртуальных активов. Ведомство также определит орган, который в дальнейшем будет контролировать сферу криптовалют.
К ноябрю требования межправительственной группы разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег (FATF) относительно виртуальных активов нужно будет переработать из запретительных мер в ограничительные.
К декабрю планируется разработать механизмы регистрации и отчетности организаций, через которые проходит оборот виртуальных активов в стране, а также определить ответственность за преступления с использованием криптовалют и ввести административное или уголовное наказание за уклонение от декларирования сведений об операциях с такими активами.
Минфин разработал собственную концепцию регулирования криптовалюты в России, в которой предложил проводить операции с криптовалютой через российские банки, идентифицировать владельцев криптокошельков и разделить инвесторов на квалифицированных и неквалифицированных. По мнению Минфина, регулирование поможет отслеживать незаконные операции с криптовалютой и увеличить доходы бюджета. Подход министерства поддержали в ФСБ и Росфинмониторинге. ЦБ же считает необходимым запретить использование российской финансовой инфраструктуры для приобретения таких активов. Однако, как сообщает Bloomberg, президент Путин поддерживает позицию министерства, а не ЦБ. Последнее слово осталось за ФСБ.