В Воронеже рассматривается апелляция о судьбе липецкого предприятия «Свободный сокол» — одного из лидеров трубной промышленности России. Об этом пишет LR.
Что представляет собой завод «Свободный сокол»
Средства массовой информации сообщают о начале рассмотрения в Девятнадцатом арбитражном апелляционном суде (Воронеж) жалобы компании «Фэдокс Трейдинг Лимитед» на июльское решение Липецкого арбитража, который признал соответствующей закону сделку купли-продажи 60% акций завода «Свободный сокол» семье его экс-руководителя Игоря Ефремова.
«Свободный сокол» — предприятие с более чем столетней историей. Оно начало работать еще в 1900 году, как «Сокольский металлургический завод». После Октябрьской революции предприятие было национализировано, а в 1923-м — получило свое нынешнее название.
В 1934 году на заводе была отлита первая чугунная водопроводная труба, и это стало основной специализацией предприятия. Для обслуживания производства даже была создана специальная железнодорожная станция. В послевоенное время «Свободный сокол» стал первым в СССР предприятием, на котором ввели в эксплуатацию цех по производству чугунных водопроводных труб центробежным способом.
В 2000-е—2010-е годы завод пережил тяжелые времена. Как писал «Коммерсантъ», открытое акционерное общество «ЛМЗ «Свободный Сокол»» попало под процедуру банкротства, имея долги на миллиарды рублей. Процедуру, как один из кредиторов, возглавило ООО «Липецкая трубная компания «Свободный Сокол»». В дальнейшем ЛТК взяла в аренду, а затем и выкупила имущество ЛМЗ.
На сегодняшний день в состав завода входят семь цехов и производства с инфраструктурой, обеспечивающей выпуск до 300 тысяч тонн труб в год. Компания входи в перечень системообразующих организаций Российской Федерации и является самым крупным поставщиком трубной продукции для сектора питьевого водоснабжения и водоотведения.
Это единственный производитель труб из высокопрочного чугуна с шаровидным графитом диаметром от 80 до 1000 мм в России и странах СНГ. На долю завода приходится около 25% всего рынка труб для инженерных коммуникаций в РФ. Кроме того, предприятие участвует в выполнении гособоронзаказа.
В чем суть корпоративного спора
Состоянием на начало 2020-х годов 60% акций завода принадлежало кипрской компании «Фэдокс Трейдинг Лимитед». Генеральным директором завода был Игорь Ефремов.
В 2021 году возник корпоративный спор. Представители «Фэдокс Трейдинг Лимитед» обвиняют Ефремова в том, что завод якобы сбывал продукцию по заниженным ценам через фирму «Фасонлит», учредителями которой были родственники самого Ефремова.
Однако якобы после начала скандала знакомый Ефремова Николай Соколов, действуя по доверенности от «Фэдокс Трейдинг Лимитед», продал 60% доли завода тестю Ефремова — Виктору Андрееву — за 36 тысяч рублей при оценке имущества предприятия в 2,5 млрд. Завод перешел под контроль новых владельцев.
Согласно утверждениям представителей «Фэдокс Трейдинг Лимитед», смена руководства компании якобы прошла по фиктивному протоколу — нотариус на Кипре утверждает, что не заверял доверенность на осуществление сделки с долей в предприятии, а министерства внутренних дел и юстиции — констатировали несоответствие бланков, печатей и подписей.
Руководство «Фэдокс Трейдинг Лимитед» направило обращения по поводу происходящего в российские правоохранительные органы. Кроме того, с 2021 года идет разбирательство спора о судьбе «Свободного сокола» в судах.
Параллельно, в июне 2025 года органы Следственного комитета возбудили по факту произошедшего уголовное дело о мошенничестве, однако несколько недель спустя оно было закрыто прокуратурой со ссылкой на гражданско-правовой характер спора. Причем в «Фэдоксе» считают, что прокурорская проверка проводилась безосновательно и с процедурными нарушениями.
Какую роль сыграл апостиль в споре вокруг «Свободного сокола»
17 июля 2025 года Липецкий арбитражный суд отказал «Фэдоксу» в удовлетворении его гражданского иска. Решающую роль в этом сыграл апостиль.
Дело в том, что кипрская доверенность, которую не признает «Фэдокс», апостилирована. Ситуация сложилась парадоксальная: нотариус, по утверждению истца, дал письменные показания о том, что доверенность якобы не заверялась. Однако при апостилировании подтверждается подлинность подписей и печатей, а у чиновников Кипра документ никаких сомнений не вызвал.
Представители «Фэдокс» надеются на то, что Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд будет опираться на показания нотариуса и данные экспертизы, свидетельствующие о поддельности доверенности. Однако это в свою очередь может породить новый вал проблем — Россия, как участник Конвенции об апостиле, обязана принимать любые иностранные документы, если они легализованы путем апостилирования.
Поэтому, существуют сомнения относительного того, удастся ли «Фэдоксу» убедить апелляционную инстанцию возможности игнорировать официально легализованный документ. Кроме того, не ясно, почему власти Кипра сами не расследуют сложившуюся ситуацию — если апостиль действительно каким-то образом был проставлен на фальшивой доверенности.
Любопытно, что различные российские СМИ в описании сложившейся ситуации занимают противоположные позиции: одни безоговорочно поддерживают кипрскую компанию, другие — нынешних владельцев завода. Как разрешится спор, пока не ясно. Зато понятно, что при любом исходе он может создать важный прецедент в сфере международного частного права на территории России.
Что такое апостиль?
В нашем видео мы рассказываем, что такое апостиль, зачем он нужен, как и где его можно сделать, а также об истории апостилирования документов.
Если вам необходимо поставить апостиль на документ, выданный в иностранном государстве, обращайтесь в компанию Schmidt & Schmidt.
Мы предоставляем услуги по проставлению апостиля более чем в 100 странах мира.