
В середине октября 2021 года стало известно о готовящейся левым блоком Швейцарии «корректирующей» законодательной инициативы. По мнению социалистов в парламенте, очередные поправки в закон «О противодействии отмыванию / легализации финансовых активов» (Geldwäschereigesetz) стали почти неизбежны.
Швейцарские юристы и налогово-финансовые консультанты обязаны так же, как банки, проявлять «должную осмотрительность». Но при этом если они учреждают трасты за рубежом, то данные сделки под действие упомянутого закона об отмывании денег не подпадают. Швейцарские лоббисты в марте 2021 смогли добиться ужесточения контроля за финансовой сферой, но консультанты снова не попали под действие реформ. Основной аргумент противников закона заключался в том, что консультанты не управляют напрямую активами своих клиентов. Поэтому их не коснулось требование сообщать правительственным органам о подозрительных сделках и финансовых операциях. Новая утечка оффшорных данных подтолкнула стороны к активным действиям.
По данным ICIJ, юристы и нотариусы из Швейцарии использовали проблемы в законодательстве страны, чтобы помочь богатым и влиятельным людям скрыть свои деньги от налоговой. С 2005-го по 2016 год по крайней мере 26 швейцарских фирм, фигурирующих в Pandora Papers, оказывали услуги клиентам, чьи офшорные компании позже появлялись в делах о финансовых преступлениях. Утечка файлов показывает, что одна из старейших фирм Швейцарии, Fidinam Group, работала с панамской юрфирмой над созданием более 7000 подставных компаний для клиентов, в том числе для 13 человек, вовлеченных в массовый коррупционный скандал Operation Car Wash.
В «Архиве Пандоры» есть информация о более 90 швейцарских юридических и консалтинговых компаниях, а также нотариальных конторах, роль которых в оффшорной системе часто ясна не до конца из-за того, что внимание общественности привлечено к более заметным игрокам в этой сфере, включая банки. Дело в том, что последние должны сообщать властям Конфедерации о подозрительных финансовых операциях своих клиентов, однако это требование не распространяется на консультантов, если они не управляют состояниями своих клиентов. По этой причине в 2020 году заявления консультантов о подозрительной финансовой деятельности составили около 2% всех заявлений, поданных в Швейцарии.
Стало известно, что в 2005–2016 годах, как минимум 26 швейцарских фирм, фигурирующих в «Архиве Пандоры», оказывали услуги клиентам, чьи оффшорные компании позднее стали объектом расследования с целью найти доказательства отмывания денег и других финансовых преступлений. Открывшиеся факты, скорее всего, в этот раз подтолкнут швейцарских парламентариев на принятие законопроекта об ужесточении контроля за швейцарским консалтингом.