С 17 мая 2023 года местные компании в Сербии можно будет зарегистрировать исключительно путем подачи онлайн заявления в Сербское агентство коммерческих реестров. При этом заявитель обязан иметь учетную запись на портале электронного правительства.
Новые требования касаются обществ с ограниченной ответственностью, акционерных обществ, партнерских компаний и товариществ с ограниченной ответственностью. Индивидуальные предприниматели и филиалы зарубежных фирм пока что могут выбирать, как им подавать документы, — в бумажном или электронном виде. Также в оффлайн формате можно проводить регистрацию компаний путем изменения корпоративного статуса.
Чтобы подать заявку для проведения регистрации в режиме онлайн, заявитель обязан иметь квалифицированную электронную подпись, сформированную в Сербии. Все документы, входящие в регистрационный пакет, должны быть либо созданы изначально в электронном виде, либо оцифрованы.
Те документы, которые ранее нуждались в нотариальном заверении, теперь освобождены от этого требования, однако на них теперь также должна стоять квалифицированная электронная подпись.
Иностранцы, не имеющих сербской квалифицированной электронной подписи, должны будут оформлять традиционную нотариальную доверенность на имя сербских юристов. Те в свою очередь переводят доверенность в цифровой формат и подписывают электронный меморандум об ассоциации. Также оцифровываются иностранные документы, выданные на бумажных носителях — например, выписки из торговых реестров и копии удостоверений личности.
По мнению представителей сербских властей, перевод торгового реестра в цифровой формат работы ускорит процесс регистрации бизнеса и сделает его менее затратным. К концу года официальный Белград планирует сделать цифровыми те процедуры, которые пока еще проводятся с использованием бумажных носителей.