Ведущие украинские банки, контролирующую большую часть рынка финуслуг, подписали в Национальном банке Меморандум об установлении единых прицепов финансового мониторинга в отношении физлиц и физлиц-предпринимателей. Согласно этому документу, в отношении клиентов банковских учреждений вводятся беспрецедентные ограничения. О новых мерах пишет издание «Страна».
В первый же день под Меморандумом поставили свои подписи представители Приватбанка, Ощадбанка, Райффайзен Банка и Универсалбанка. Вскоре к ним должны присоединиться и другие финучреждения.
С 1 февраля 2025 года будут действовать беспрецедентно жесткие лимиты на проведение операций по картам. Сумма зависит от категории, к которой банк отнесет клиента.
Согласно новым правилам, клиенты с «высоким уровнем риска» смогут переводить не более 50 тысяч гривен (1200 долларов США) в месяц. Для всех остальных клиентов лимит составит пока 150 тысяч гривен (3600 долларов США) в месяц. С июня 2025 года лимит при стандартных условиях снизится до 100 тысяч гривен (2400 долларов США) в месяц. Под понятие переводов, по предварительным данным, попадут и осуществленные с помощью карт покупки.
Для того, чтобы попытаться поднять лимит, необходимо явиться в банк со справкой о доходах и обосновать свои потребности.
Органы украинского финмониторинга декларируют в ходе осуществления своей деятельности цели противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма. Во время подписания Меморандума руководство Нацбанка заявило о том, что намеревается уменьшить долю теневой экономики в стране.
В то же самое время, эксперты указывают на целый ряд проблем, связанных с Меморандумом. Фактически он не соответствует требованиям законодательства, согласно которым минимальная сумма, подлежащая финмониторингу, составляет 400 тысяч гривен (9500 долларов США). Кроме того, совершенно не ясны критерии определения лиц, относящихся к «рисковой» категории. Наравне с «серым» предпринимательством и неофициальным трудоустройством под ударом окажется любая благотворительная деятельность. Что же касается теневой экономики, то она, скорее всего, как и в 1990-е – 2000-е годы вернется к использованию наличных средств.