Внимание средств массовой информации в нем сразу привлекла норма о том, что выплачиваемые отечественными организациями-работодателями вознаграждения дистанционным работникам, находящимся за пределами страны, относятся к доходам от российских источников. Эксперты заговорили о том, что данное уточнение может заставить всех нерезидентов, работающих на российские компании, платить НДФЛ по ставке 30%. Сейчас, если человек выехал на территорию иностранного государства и провел там более 183 дней, то он считается лицом, получающим доход не из российского источника, так как его рабочее место непосредственно находится в другой стране.
Учитывая значительный общественный резонанс, Минфин обнародовал разъяснения относительно перспектив внедрения новой нормы. По информации ведомства, предлагаемый им законопроект, не изменит принципиально существующую сегодня ситуацию, но внесет некоторые уточнения в действующую нормативную базу.
Согласно разъяснению Минфина, если дистанционный работник платит налоги в государстве резиденства, у которого есть договор об избежании двойного налогообложения с РФ, то налог, начисленный за рубежом, можно уменьшить на сумму российского НДФЛ.
Цель же уточнений в новом законопроекте — исключение практики неуплаты подоходного налога лицами, которые, выехав из России, нигде не получают статус налогового резидента, либо оформляют его в низконалоговой юрисдикции, что с фискальной точки зрения делает работу на российские компании непосредственно на территории страны менее привлекательной. В то же самое время, эксперты пока четко не представляют себе, как налогообложение нерезидентов будет осуществляться на практике.
Помимо нормы о налогообложение работающих на российских компаний нерезидентов, законопроект Минфина содержит несколько других новаций. Так, в частности, он предлагает официально наделить
ФНС РФ полномочиями утверждать порядок постановки и снятия с учета лиц в налоговых органах, а также внесения изменений в данные учета. Кроме того, документ совершенствует порядок досудебного урегулирования налоговых споров и внедряет на законодательном уровне понятие электронной банковской гарантии.