
7 февраля 2025 года был подписан приказ Минюста РФ об утверждение регламента легализации подписи и печати нотариуса. Текст документа размещен на портале «Официальное опубликование правовых актов».
Каким документом регулируется процедура легализации подписи и печати нотариуса в России
Полное название нового документа — Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 07.02.2025 № 23 «Об утверждении Административного регламента Министерства юстиции Российской Федерации по предоставлению государственной услуги «Удостоверение подлинности подписи нотариуса и оттиска его печати при легализации документов, представляемых физическими и юридическими лицами в компетентные органы иностранных государств»».
Приказ был зарегистрирован 12 февраля 2025 года. Учитывая то, что в тексте нормативного акта не указан отдельно срок его вступления в силу, он действует с момента регистрации. Согласно тексту приказа, старый регламент, утвержденный 12 сентября 2023 года, утратил свою силу.
Новый регламент соответствует требованиям Федерального закона от 22.06.2024 № 145-ФЗ «О легализации российских и иностранных официальных документов и об истребовании личных документов» — первого в истории современной России закона, регулирующего вопросы консульской легализации.
Чем новый регламент о легализации подписи и печати нотариуса отличается от старого
Новый регламент — более пространный и подробный, чем действовавший ранее. В нем расписаны конкретные алгоритмы для различных категорий заявителей, желающие легализовать документы. Но на практике главные новшества связаны с выделением представителей физических и юридических лиц в специальные категории.
В регламенте 2023 года (Приложение №1, таблица 2) были указаны две категории заявителей: физические и юридические лица. В новом регламенте вместо этого фактически введены варианты предоставления услуги:
- юридическое лицо, от имени которого обратилось лицо, имеющее право действовать от имени юридического лица без доверенности;
- юридическое лицо, от имени которого обратился представитель по доверенности;
- физическое лицо, обратившееся лично;
- физическое лицо, от имени которого обратился представитель.
Согласно существующей практике, представитель физического лица может быть: для несовершеннолетних — родителем либо усыновителем, для недееспособных – опекуном, в иных случаях — лицом, действующим на основании нотариальной доверенности.
Таким образом, в большинстве случаев представителям физических и юридических лиц для проведения консульской легализации понадобится доверенность.
Что такое консульская легализация?
В том случае, если ваш диплом будет использоваться в стране, не являющейся участником Гаагской конвенции, например, в ОАЭ или Египте, то такой документ подлежит консульской легализации. Это более сложная процедура, чем апостилирование. Для каждой отдельной страны, не присоединившейся к Гаагской конвенции, требуется легализовывать документ отдельно.
В нашем видео мы рассказываем, что такое консульская легализация документов, зачем она нужна, в каких случаях применяется, чем отличается от процедуры апостилирования, а также об истории консульской легализации.
Если вам необходима консульская легализация документов, выданных в иностранном государстве, обращайтесь в компанию Schmidt & Schmidt. Мы предоставляем услуги по консульской легализации более чем в 80 странах мира.