За 2021—2022 годы власти Казахстана принудительно закрыли 421 компанию с иностранным участием, признав недействительной их регистрацию или перерегистрацию. Перед ликвидацией в данных фирмах были проведены налоговые проверки. В отношении их контрагентов начислены дополнительные налоги. Об этом идет речь в ответе минфина РК на запрос депутатов сената. Его текст обнародовали казахские СМИ.
Контролирующие органы Казахстана изучают налоговые платежи подконтрольных иностранцам юридических лиц и их расходные операции, определяют наличие у них активов и проверяют уровень исполнения фискальных обязательств. После этого подается иск в суд, по которому регистрация компании отменяется.
Кроме того, основанием для обращения в суд становятся отказы в выдаче визы бизнес-мигранта иностранному физическому лицу, основавшему соответствующую фирму. Причины, по которым предпринимателям на практике отказывают во въезде на территорию Казахстана, в минфине республике уточнять не стали.
В минфине Казахстана также рассказали, что при генпрокуратуре РК создана специальная межведомственная рабочая группа по изучению вопросов борьбы с теневой экономикой, защиты прав добросовестного бизнеса, развития предпринимательства и совместной выработки путей решения имеющихся проблем.
Сейчас данная группа занимается вопросами ужесточения процедуры регистрации юридических лиц в казахской юрисдикции — в том числе путем введения ограничений для иностранцев, у которых нет бизнес-визы (С-5) или инвесторской визы (А-2). Также уполномоченные государственные структуры на сегодняшний день проводят мониторинг регистрации юридических лиц-нерезидентов.
Правительство республики разработало поправки к нормативной базе, направленные на оптимизацию регулирования взаимодействия с бизнес-иммигрантами.
«Они предусматривают порядок регистрации юридического лица иностранцами, а также участие в уставном капитале коммерческих организаций путем вхождения в состав участников юридических лиц (перерегистрация) иностранцев с визой на въезд в качестве бизнес-иммигрантов, с нотариально засвидетельствованным переводом на казахский и русский языки, если иное не установлено международными договорами, ратифицированными РК. Они находятся на согласовании с заинтересованными госорганами», — пояснил минфин Казахстана.
Саму проблему активного использования компаний с иностранным участием в теневых экономических схемах поднял сенатор Казахстана Андрей Лукин.