Официальный Париж с 31 июля 2024 года закрыл свободный доступ к информации, содержащейся в национальном реестре бенефициаров. Данное решение вызвало дискуссию среди представителей общественности, СМИ и бизнеса. Об этом пишет издание JSS.
Основанием для создания реестра бенефициаров официальным Парижем стала европейская директива по борьбе с отмыванием денег 2015 года. Во Франции практическая реализация ее требований началась через год после принятия. Публикация личных данных и информации о гражданстве владельцев бизнеса должна была искоренять предпосылки для ведения незаконной коммерческой деятельности.
В реестре публиковали имена, фамилии, даты рождения, страны проживания и гражданство лиц, которые контролировали более 25% голосов или капитала во французских компаниях. За год реестр предоставлял около миллиона выписок о конченых собственниках фирм. Эксперты JSS утверждают, что такое положение вещей многих устраивало.
«Если я одна компания, и желаю подписать контракт с другой компанией, я захочу разобраться, кто за ней стоит, чтобы убедиться, что это не мой конкурент, а также знать, не изменился ли владелец, о котором мне было известно… Банки обязаны знать, кто стоит за их транзакциями — кредитами или инвестициями. Банки придут и проверят всех бенефициаров всех субъектов инвестирования», — пояснил JSS специалист по корпоративному праву Александр Шеронне.
По словам эксперта, информация из реестра бенефициаров помогала разобраться в сложных юридических цепочках и финансовых схемах.
Однако принципы, на которых был создан реестр, не понравился многим бизнесменам и их адвокатам. Они выражали сомнение в том, что «запугивание» недобросовестных предпринимателей стоит того, чтобы при этом нарушалась конфиденциальность тех, кто ничего плохого не делает.
Александр Шеронне рассказал в разговоре с JSS, что зачастую возникают деликатные ситуации, когда бизнесмен не хочет демонстрировать свои инвестиции всем партнерам. Некоторые из них на эмоциональном уровне хотят, чтобы сотрудничество с ними было эксклюзивным. Кроме того, информация о вложении средств использовалась злоумышленниками в противоправных целях.
«Хакер может рассылать электронные письма, выдавая себя за директора компании и вымогая деньги», — отметил Шеронне.
По его мнению, разглашение чувствительной информации о компаниях может привести к «изощренному мошенничеству».
«Европейское право и французское законодательство защищают право на неприкосновенность частной жизни. Мы имеем право хранить в тайне то, что у нас в карманах, за некоторыми исключениями», — подчеркнул юрист.
В 2022 году Суд Европейского Союза по иску предпринимателя из Люксембурга постановил, что обнародование личных данных бенефициаров нарушает Хартию ЕС об основных правах в части касающейся конфиденциальности личной жизни. Первыми решение Европейского суда о «закрытии» реестров бенефициаров выполнили Нидерланды, Люксембург, Мальта и Бельгия. В конце концов, это пришлось сделать и официальному Парижу.
Теперь для допуска к информации о бенефициарах необходимо подтверждать свой законный интерес. Соответствующее заявление с подтверждающими документами нужно отправлять в Национальный институт промышленной собственности. Корпоративные юристы готовятся к заполнения сотен заявок в год.
«За один день уничтожен результат многолетней работы. Это величайший подарок, который суд мог преподнести организованной преступности», — заявила общественный деятель Феррейра Рубио.
Бывший судья Счетной палаты Франции Патрик Лефас считает, что ограничение доступа к реестру снизит уровень финансовой прозрачности в стране.
В свою очередь президент Национального совета реестров коммерческих судов Франции Виктор Женесте заявил, что официальный Париж будет находить баланс между финансовой прозрачностью и уважением к частной жизни.