
Суд в Севастополе отказал представителям католической общины в наследовании квартиры, используемой в качестве часовни, из-за проблем с украинскими документами. Об этом сообщает Forpost со ссылкой на Ленинский районный суд Севастополя.
Почему католическая община не может вступить в наследство от бывшего настоятеля
Официально судилась за право получить недвижимость в центре Севастополя Одесско- Симферопольская епархия Римско-католической церкви (диоцез). Она попросила установить факт принятия наследства после смерти Леонида Ткачука, умершего еще в 2021 году в Виннице.
Квартиру в доме, находящемся в самом центре Севастополя, местные католики использовали в качестве часовни. Она принадлежала бывшему настоятелю общины — тому самому Ткачуку. Завещал он ее приходу. Однако при получении наследства возник целый ряд юридических проблем, характерных при оформлении в настоящее время документов между Украиной и Россией.
В завещании Ткачук указал юридическое лицо, зарегистрированное, согласно законодательству Украины. В связи с этим у католиков возникли сложности с доказательством того, что созданная ими уже в российском правовом поле религиозная организация является правопреемником «украинской».
Кроме того, общине понадобился оригинал свидетельства о смерти бывшего настоятеля с апостилем, а также — еще ряд нотариально заверенных документов.
Всё это очень сложно, мы пропустили срок принятия наследства не по своей вине, не по какому-то упущению. Как только собрали документы, направили их в районный суд
— цитирует Forpost главу особого пастырского округа в Крыму и Севастополе Яцека Пыля.
Приход фактически занимает две квартиры, в одной из которых проживает священник, а в другой — проходят богослужения. Католическая община города насчитывается, по информации СМИ, около 200 прихожан, но, в целом, католиков в Севастополе больше.
Ленинский районный суд не нашел оснований для передачи бывшей квартиры Ткачука католической епархии.
Истец не обращался в суд с ходатайством о восстановлении срока для принятия в наследство, а просил сразу признать право собственности и признать его принявшим в наследство
— заявили журналистам представители российской Фемиды.
В епархии с таким решением районного суда не согласны, и намереваются бороться за являющуюся часовней квартиру.
Диоцез собирается подавать апелляцию. Нам очень важно, чтобы решение было вынесено в пользу общины, потому что нам больше негде проводить службы. Квартиру могут передать в Фонд государственного имущества
— приводит Forpost слова управляющего приходом Святого Климента Павла Шевцова.
Еще в 2018 года власти Севастополя передали католической общине здание бывшего кинотеатра, которое было возведено в 1911 году как костел. Однако его реставрация до сих пор не стартовала, так как епархия претендует на часть земельных участков, относящихся к соседним сооружениям.
Какие проблемы существуют сегодня с легализацией документов между Россией и Украиной
Между Российской Федерацией и Украиной сегодня существует широкий круг проблем, связанных с взаимным использованием документов. До недавнего времени многие вопросы регулировались Конвенцией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 года («Минской конвенцией»). Согласно статье 13 данного международного акта, официальные документы, изданные в одной из стран-участниц, пользуются на территории других государств, ратифицировавших Конвенцию, полной юридической силой.
На практике это означало, что украинские документы в РФ и российские на территории Украины можно использовать без апостиля (лишь выполнив, в случае необходимости, нотариальный перевод).
Однако, как ранее писал Schmidt&Schmidt, с 19 мая 2024 года Минская конвенция о правовой помощи перестала действовать для Украины. Соответствующее решение было принято официальным Киевом еще в конце 2022 года.
Но у огромного количества жителей Украины свидетельства о рождении и браке, дипломы и аттестаты, а также другие личных документы выданы на территории России. Чтобы избежать юридического коллапса, связанного с необходимостью их апостилировать в сжатые сроки, официальный Киев формально принял решение на время действия военного положения принимать российские документы, изданные до 24 февраля 2022 года, без апостиля. Однако на практике, судя по информации из соцсетей, данное решение выполняется не всегда.
Российские власти в ответ на выход официального Киева из Минской конвенции ввели требование апостилирования украинских документов. Однако документы, выданные на территории бывших регионов Украины, перешедших в состав Российской Федерации, должны приниматься всеми органами РФ без дополнительной легализации. При этом, неурегулированные моменты остаются.
Так, отдельные депутаты Госдумы и представители экспертных НКО считают, что требовать апостиль на украинских документах, выданных до мая 2024 года — незаконно. Но единой правоприменительной практики по данному вопросу не существует. Кроме того, не до конца понятно, как быть жителям Крыма, Севастополя, ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской областей, если их документы были получены на контролируемых сегодня официальным Киевом территориях. Данный вопрос однозначно законодательством не урегулирован.
Ситуация вокруг наследства католической епархии в Севастополе демонстрирует, что уполномоченные органы РФ требуют заверять апостилем даже те украинские документы, которые были выданы на Украине до 2024 года.
Неоднозначная ситуация сложилась и вокруг нотариального заверения — в том числе, с выдачей доверенностей. Формально, между двумя странами нет ограничений на использование данных документов (если они заверены апостилем и сопровождаются нотариальным переводом). Однако пользователи соцсетей утверждают, что на практике на Украине часто отказываются принимать российские нотариальные доверенности, а в России — украинские. С учетом политической обстановки оспорить такие действия (особенно на Украине) может быть проблематично.
Исходя из существующей практики, в случае возникновения неотложной необходимости в «перекрестном» использовании частных документов между Россией и Украиной, их лучше в любом случае апостилировать. Кроме того, целесообразно заранее уточнить в конкретных организациях, готовы ли они принять соответствующий документ. Юридические процедуры такого рода стоит начинать заранее.
Что такое апостиль?
В нашем видео мы рассказываем, что такое апостиль, зачем он нужен, как и где его можно сделать, а также об истории апостилирования документов.
Если вам необходимо поставить апостиль на документ, выданный в иностранном государстве, обращайтесь в компанию Schmidt & Schmidt.
Мы предоставляем услуги по проставлению апостиля более чем в 100 странах мира.
Чем мы можем помочь?
Мы будем рады помочь вам с апостилированием и легализацией документов для применения за рубежом.
Вы всегда можете обратиться в компанию Schmidt & Schmidt, у нас накоплен огромный опыт по легализации самых разных документов и мы оказываем все необходимые услуги в этой области, включая снятие нотариальных копий, перевод, подготовку необходимых доверенностей, легализации документов в государственных органах и консульствах иностранных государств, а также доставку готовых документов в большинство стран мира.
Подробнее о процедуре легализации и апостилирования вы можете прочитать на нашем на нашем сайте.