Весной 2024 года в Земельном кадастре Эстонии произошли масштабные изменения, связанные с уточнением информации о границах земельных участков. Однако у части землевладельцев данный процесс вызвал сильное недоумение. Об этом сообщает портал ERR.
Как пишет издание, в ряде случаев границы участков в картографическом приложении отличаются от реальных, а их площадь изменилась. Так, корреспондент ERR пообщался с Яанусом Лилленбергом из Харьюмаа, который обнаружил несовпадение между кадастровыми данными и базовой картой.
«На густонаселенных территориях границы участков проходят достаточно близко к домам или границы участка находятся даже внутри домов. Этого на самом деле нет и быть не может. И если такое встречается массово, тогда понятно, что где-то ошибка… Ко мне обратился сосед и сказал, что участки всех домов на нашей улице сдвинуты. Мало того, что они сдвинуты, так еще и могут быть сдвинуты по отношению к муниципальной земле. В результате часть участков стали меньше: если мой сосед раньше знал, что размер его участка составляет 1000 квадратных метров, то теперь Земельный департамент сообщил ему, что размер его участка — 800 квадратных метров. Когда сосед написал в департамент, что это неправильно, ему ответили, что все правильно. Но это не кажется правильным, потому что части многих домов находятся на территории других участках. Не исключено, что эти измерения в Эстонии были сделаны неправильно [в прошлом], и дома сотен или тысяч людей частично находятся на участках их соседей», — рассказал изданию возмущенный владелец недвижимого имущества.
По его словам, такое положение дел может привести к масштабным негативным последствиям. Учитывая несовпадение фактических и кадастровых данных, власти, запланировав какое-либо новое строительство, окажутся в итоге прямо во дворе чьего-то частного дома. Также, это может спровоцировать конфликты между соседями. Границы между участками существовали десятками лет. На их основе принимались градостроительные и архитектурные решения.
«Если таких ошибок в Эстонии сотни тысяч, это указывает на то, что Земельный департамент где-то допустил ошибку в расчетах – либо при позиционировании на участках первоначальной базовой карты, либо где-то еще… Чтобы сдвинуть всю улицу на два метра – требуется гений землемера. Это все-таки указывает на какую-то системную ошибку», — говорит Лилленберг.
Земельный департамент обвинения в свой адрес категорически отвергает. Чиновники утверждают, что они никаких системных ошибок не допускали, а, напротив, исправляли те ошибки, которые были сделаны ранее.
«С начала земельной реформы кадастровые единицы формировались и регистрировались в земельном кадастре с использованием разных способов формирования земельных единиц. Поэтому качество кадастровых данных разное. Лишь около 50% всех кадастровых единиц в Эстонии были сформированы качественно с использованием современных технологий, а расположение их пограничных пунктов определяется в единой общенациональной системе координат», — утверждает в интервью ERR руководитель отдела кадастрового регистра департамента Тийна Оэсельг.
Чиновники считают, что у описанных проблем может быть несколько причин: неточности при формировании кадастровых единиц, случайное или намеренное нарушение кадастровых границ при строительстве, а также то, что при работе с картой не учитываются косые углы аэрофотоснимков и погрешности при картографировании.
«Кроме того, необходимо учитывать, что при аэрофотосъемке и картографии расположение зданий определяется по карнизу, а не по фундаменту, так, например, карниз может доходить до соседнего участка, но само здание нет. Если кадастровая единица образована путем измерения, то расположение кадастровой границы на карте зависит, в том числе, от точности работы землеустроителя, поскольку расположение измеренных точек границы определяется на карте по данным, предоставленным геодезистом», — заявляет Оэсельг.
В Земельном департаменте порекомендовали владельцам «проблемных» участков и строений связываться с ними в персональном порядке, пообещав предоставить необходимые разъяснения. Хотя озвученные чиновниками версии пока что явно не соответствуют претензиям, озвученным землевладельцами, которые общались с журналистами.