31 июля Владимир Путин подписал закон о цифровых финансовых активах и цифровых валютах, который даёт определение биткоину и другим цифровым активам, как платёжного средства и средства инвестиций, но запрещает ее использование в России для оплаты товаров и услуг. Также под запрет подпадает реклама способов платежа цифровыми деньгами. Новые правила вступят в силу 1 января 2021 года.
Госдума приняла закон «О цифровых финансовых активах» 22 июля 2020 года. Согласно закону, цифровая валюта — это «совокупность электронных данных (цифрового кода или обозначения), содержащихся в информационной системе, которые предлагаются и (или) могут быть приняты в качестве средства платежа, не являющегося денежной единицей РФ, денежной единицей иностранного государства и (или) международной денежной или расчетной единицей, и (или) в качестве инвестиций и в отношении которых отсутствует лицо, обязанное перед каждым обладателем таких электронных данных».
Выпускать, продавать и покупать цифровые активы можно будет на специальных информационных системах. Он должны будут соответствовать российскому законодательству и быть записаны в реестр Банка России.
По смыслу законопроекта цифровая валюта признается имуществом, но не цифровыми правами, что может потребовать изменений в Гражданский кодекс. Оборот криптовалют в новой редакции регулируется ст. 14 законопроекта.
В ст. 128 ГК РФ сейчас указано, что объекты гражданских прав — это вещи (включая наличные деньги и документарные ценные бумаги), иное имущество, в том числе имущественные права (включая безналичные денежные средства, бездокументарные ценные бумаги, цифровые права).
Когда законодатель вносит подобные правовые конструкции в ГК, определяя фактически способ фиксации различных видов прав в цифровом формате, и называет его отдельным объектом права, это рождает еще большую неопределенность. За время, которое изменения существуют, ни о какой системе законодательных актов, регулирующих цифровые права, пока говорить не приходится. Формулировка, вошедшая в Гражданский кодекс, разительно отличается от всех иных понятийных формулировок ГК своей полной расплывчатостью. Есть вещные права, есть обязательственные – это незыблемые базовые понятия права, а вот что такое цифровое право, в том виде, в каком оно определено, до сих пор чёткого ответа нет. Потому что фактически это всего лишь способ реализации прав в цифровом формате.
По новому закону о цифровых финансовых активах и цифровых валютах будут созданы реестры операторов информационных систем, а также операторов обмена цифровыми активами. Оба этих реестра должны быть опубликованы на уполномоченного регулятора - Центробанка. Операторы могут осуществлять свою деятельность только после внесения их в реестр, при этом Банку России дано право установить дополнительные требования к ним, кроме тех, что есть в законе.
Оператором информационной системы может быть только российское юридическое лицо. Помимо общих требований, оно должно создать в своём штате службу внутреннего контроля и службу управления рисками. Кроме того, если цифровые активы выпускаются на акции непубличного АО, оператор также обязан получить лицензию профессионального участника рынка ценных бумаг.
Вопросы оборота цифровой валюты кратко прописаны в статье 14 закона. Установлено, что в РФ запрещается распространение информации о продаже или покупке цифровой валюты в качестве оплаты за товары, работы, услуги. При этом речь идет только о криптобиржах, которые работают с использованием национальных доменных зон, информационные системы и аппаратные комплексы которых также размещены на территории РФ.
В текущем году российские власти разработали план поддержки высокотехнологичных компаний. Цель — стимулировать экспорт российского софта и вернуть российские стартапы из других юрисдикций обратно в страну. При введении регулирования рынка цифровых денег на преференции смогут рассчитывать и блокчейн-проекты. В России помимо программ для цифровых денег разрабатывается и «железо», например, устройства для хранения цифровых активов.