Реестр судов Панамы проводит масштабную проверку судов торгового флота, которые ходят под флагом республики. Проверяющие разбираются как с техническими, так и с правовыми проблемами.
Панама относится к числу так называемых «удобных флагов». В ее реестре числятся свыше 8,5 тыс. судов и около 318 тыс. моряков. Однако в 2021—2023 годах из состава панамского торгового флота исключены уже 6,5 млн брутто-тонн судов.
Под прицелом у инспекторов оказались суда с задержаниями и со скомпрометированной историей, участники незаконного рыболовецкого промысла, а также — плавсредства, нарушающие международных технические стандарты. Помимо судов проверке подвергаются судовладельцы и капитаны, способные дискредитировать панамский флаг.
«Суда преклонного возраста и те, чьи эксплуатирующие компании не придерживаются лучших практик, представляют собой потенциальный риск, поскольку они могут пострадать от аварий и задержаний в портовых инспекциях, что в свою очередь нанесет ущерб остальному флоту, а также престижу панамского флаг», — утверждают в реестре.
По информации СМИ, среди исключенных из реестра Панамы немалое количество судов связаны с подсанкционными странами — в частности, с Ираном и Северной Кореей.
В текущем году судовой реестр Панамы впервые за 20 лет принял участие в программе Qualship21 Береговой охраны США. Панама запустила ряд мер, направленных на сокращение количества задержаний своих судов в портах Соединенных Штатов.
Согласно действующим нормативным правилам, власти Панамы могут отменить регистрацию судна за совершение действий, затрагивающих национальные интересы, серьезное нарушение законодательства страны или требований морской безопасности, истечение сроков действия документов, участие в контрабанде, пиратстве и другой противоправной деятельности, подделку документов, оставление судна, включение плавсредства в реестр другой страны.