
Министерство внутренних дел Республики Польша подготовило письмо, в котором изложило свою позицию по резонансной ситуации, возникшей в связи с требованиями об апостилировании белорусских документов при подаче в органы власти РП. Текст письма обнародован в телеграмм-канале «Объединенного переходного кабинета» белорусской оппозиции.
Почему возникла проблема с белорусскими апостилями
В последние годы официальный Минск провел масштабные реформы в сфере легализации национальных документов с целью их использованиях за границей.
Как Schmidt&Schmidt писал ранее, официальный Минск повысил пошлину за простановку апостиля в 10 раз — с 0,5 «базовой величины» до 5 «базовых величин». На тот момент «сумма базовой величины» составляла 32 белорусских рубля, но теперь она достигла 42 белорусских рублей. Таким образом, размер пошлины сейчас составляет 210 белорусских рублей (63,44 доллара США).
С 10 апреля 2023 года информационное республиканское унитарное предприятие Белоруссии «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен» получило право принимать документы для их апостилирования и консульской легализации. Формально он является органом, уполномоченным на проведение апостилирование, а действует в качестве агента.
Он принимает документы, легализовать которые, согласно международным обязательствам, должно Министерство иностранных дел РБ — в частности, свидетельства и справки, выданные органами ЗАГС, выписки из единого государственного банка данных о правонарушениях, медицинские документы, выписки из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Апостилирование документов об образовании в Беларуси осуществляется исключительно по предварительной записи. Записываться нужно через специальный электронный сервис с указанием реквизитов документа.
Однако самым принципиальным изменением стал запрет на оформление ряда документов за рубежом. Под это ограничение попало и апостилирование. Апостиль проставляется одном из компетентных органов в Белоруссии (МИД, Минобразования, Минюст и главные управления юстиции Мингорисполкома и облисполкомов — в зависимости от типа документа). Подача документов для проставления апостиля возможна только лично владельцем документа либо иным лицом при предъявлении доверенности, оформленной в Белоруссии.
Новые процедуры создали серьезные проблемы для представителей белорусских эмигрантских кругов. Среди них — много участников протестов 2020—2021 годов, а также лиц, призывавших к свержению действующей власти в Интернете. Часть из них являются фигурантами уголовных дел. Однако даже те, кому не предъявлено обвинение, подозревают, что при пересечении границы к ним могут возникнуть вопросы у силовиков. Поэтому ехать с целью апостилирования в РБ они опасаются.
Но при трудоустройстве, поступлении в вузы и подаче документов на гражданство власти иностранных государств обязаны требовать у белорусских эмигрантов документы в легализованном виде — если конкретная страна является участницей Гаагской конвенции 1961 года, то со штампом апостиля.
В связи с этим, лидеры белорусской оппозиции проводят переговоры с правительствами западных государств, и просят, чтобы те делали исключения для граждан РБ, принимая у эмигрантов документы без дополнительной легализации. За последние годы те или иные послабления в данной сфере пообещали белорусам власти Польши, Чехии, Словении и Аргентины.
Польские государственные структуры действительно принимали у граждан РБ документы без апостилей, однако в августе 2025 года в соцсетях распространилась информация о том, что чиновники РП отказываются принимать ряд белорусских документов без легализации. В частности, проблемы появились при регистрации иностранных актов гражданского состояния (умейсцевеня).
Эта процедура представляет собой внесение информации из зарубежных документов в польские реестры. Умейсцевене (umiejscowienie) необходимо при оформлении польского гражданства, получении удостоверения личности, регистрации брака и решении ряда других административных вопросов. За эту процедуру отвечают местные органы записи актов гражданского состояния (Urządy Stanu Cywilnego).
Граждане РБ жаловались на то, что сотрудники Urządy Stanu Cywilnego перестали у них принимать документы без апостиля, ссылаясь на письмо МВД Польши от 28 июля 2025 года. В этом документе, в частности, упоминалось о том, что в Беларуси до сих пор действует ряд документов, выданных до развала СССР, и подчеркивалось, что для использования в РП их следует перевыпустить на бланках нового образца в уполномоченных органах РБ и заверить апостилем.
В том случае, если архивы утрачены, необходимо получить в Беларуси соответствующую справку. Причем, если в одних районах Польши перестали принимать у граждан РБ только советские документы, то в других — стали требовать апостилирования любых свидетельств и справок из Беларуси. Из-за обтекаемых формулировок, содержавшихся в июльском письме МВД, сделать однозначные выводы о позиции официальной Варшавы по данному вопросу было невозможно.
При этом западные НКО поспешили подвергнуть действия польских властей, требовавших апостилированные документы от белорусских граждан, жесткой критике.
Какую позицию заняло Министерство внутренних дел Польши по вопросу апостилирования белорусских документов
Представители белорусской оппозиции направили запросы в МВД Польши с просьбой прояснить ситуацию по легализации документов РБ. Разъяснения по данному вопросу обнародовала первый заместитель министра внутренних дел Магдалена Рогуская. Она заявила, что июльское письмо Департамента по гражданским делам МВД «не ввело новых требований для граждан Беларуси». Замминистра отметила, что письмо «носило информационный характер и не изменяло общих, ранее действовавших правил оценки и анализа представленных иностранных документов».
В нем содержалась информация, касающаяся, в том числе, документов гражданского состояния, выданных органами бывшего Союза Советских Социалистических Республик и Белорусской Советской Социалистической Республики, с учетом современной ситуации в Беларуси, установленной польским МИД. Была предоставлена информация о документах, с которыми можно столкнуться и которые могут быть представлены на практике руководителям отделов регистрации актов гражданского состояния, а не о тех, которые являются единственными/абсолютно необходимыми для осуществления действий по регистрации актов гражданского состояния. В письме Департамент гражданских дел предоставил информацию о надзоре за регистрацией актов гражданского состояния
— подчеркнула Рогуская.
В МВД Польши отметили, что отправили соответствующие разъяснения в местные органы власти. Журналисты белорусских оппозиционных СМИ поспешили успокоить эмигрантов.
Беларусам не придется ехать на родину ради получения апостиля или дубликата старых документов
— написало «Зеркало».
Однако, если внимательно вчитаться в пояснения заместителя главы МВД, то ситуация выглядит не так однозначно. Рогуская не сказала, что апостили не нужны, а лишь отметила, что требования не изменились. С большой долей вероятности польские чиновники оставляют себе «пространство для маневра». Как будет работать схема с приемом белорусских документов на практике, покажет будущее.
Что такое апостиль?
В нашем видео мы рассказываем, что такое апостиль, зачем он нужен, как и где его можно сделать, а также об истории апостилирования документов.
Если вам необходимо поставить апостиль на документ, выданный в иностранном государстве, обращайтесь в компанию Schmidt & Schmidt.
Мы предоставляем услуги по проставлению апостиля более чем в 100 странах мира.
Чем мы можем помочь?
Мы будем рады помочь вам с апостилированием и легализацией документов для применения за рубежом.
Вы всегда можете обратиться в компанию Schmidt & Schmidt, у нас накоплен огромный опыт по легализации самых разных документов и мы оказываем все необходимые услуги в этой области, включая снятие нотариальных копий, перевод, подготовку необходимых доверенностей, легализации документов в государственных органах и консульствах иностранных государств, а также доставку готовых документов в большинство стран мира.
Подробнее о процедуре легализации и апостилирования вы можете прочитать на нашем на нашем сайте.