
Власти Украины начали выдавать электронные выписки о правах на землю и создали запутанную ситуацию с перерегистрацией объектов недвижимости, приобретенными до 2013 года. Об этом пишет Судебно-юридическая газета.
Как получить электронную выписку из Госгеокадастра о вещных правах на землю?
Государственная служба Украины по вопросам геодезии, картографии и кадастра (Госгеокадастр) внедрила новый инструментарий, который позволяет получить выписку о вещных правах на земельный участок в цифровой форме. Документ будет также содержать информацию об обременениях и других данных из Государственного реестра вещных прав на недвижимое имущество.
Услуга доступна как физическим, так и юридическим лицам. Для ее заказа необходимо иметь цифровой кабинет на веб-сервисе электронных услуг Госгеокадастра. С его помощью выписку можно получить автоматически в режиме реального времени.
Другой способ получить данный документ — обратиться лично в любой центр представления административных услуг.
Новая цифровая выписка содержит следующую информацию:
- Данные об участке из земельной книги;
- Данные Государственного реестра вещных прав на недвижимое имущество о правах на земельный участок и их обременениях;
- Данные о земельных недрах и горных отводах (если таковые имеются);
- Ссылки на документы, из-за которых были введены ограничения на использование участка (при наличии).
Кроме того, в выписку будет включен кадастровый план земельного участка, представляющий собой копию части кадастровой карты территории соответствующей административно-территориальной единицы. Оплатить услугу можно с помощью электронных платежных сервисов.
Нужно ли на Украине перерегистрировать права на имущество, приобретенное до 2013 года?
5 октября 2025 года значительный ажиотаж в медиапространстве Украины вызвало заявление Министерства юстиции страны о необходимости перерегистрации прав на все недвижимое имущество, наступивших до 2013 года.
Свою позицию Минюст обосновывал тем, что с 1 января 2013 года на Украине заработал единый электронный Государственный реестр прав на недвижимое имущество вместо Реестра прав собственности на недвижимое имущество и бумажных книг БТИ. Информация из прошлых реестров в новый автоматически включена не была.
Для регистрации права собственности в Государственном реестре прав прежде нужно иметь документы, подтверждающие это право. Это могут быть свидетельство о праве собственности на недвижимое имущество, договор купли-продажи, свидетельство о праве на наследство или другой документ, который в соответствии с законодательством подтверждает приобретение права собственности на недвижимое имущество. Следующий шаг — обратиться к государственному регистратору в Центр предоставления административных услуг (ЦПАУ) или к нотариусу, подав бумажные документы. Это должен быть государственный регистратор или нотариус, работающий в пределах области, где находится недвижимость
— говорится в сообщении Минюста Украины.
В ведомстве заявили, что в случае перерегистрации недвижимости в зоне боевых действий, обращаться можно к любому регистратору или нотариусу в границах Украины. А по Киеву и Донбассу украинские власти принимают заявления через электронный сервис госуслуг «Дия».
Напоминаем, что государственная регистрация права собственности, приобретенного до 2013 года, является безвозмездной, то есть осуществляется без уплаты административного сбора
— подчеркнули в украинском Минюсте.
Однако после бурных обсуждений в Интернете Министерство юстиции Украины выпустила новое заявление, нивелировавшее прежнее. Ведомство позиционировало обновленное сообщение, как уточнение своей позиции.
В Минюсте заявили, что владельцы недвижимости, получившие соответствующие права до 2013 года, не обязаны проводить перерегистрацию. Старые данные действительно не были внесены в обновленную актуальную электронную базу, однако Реестр прав собственности на недвижимое имущество (в котором государственную регистрацию проводили предприятия БТИ) стал архивной составляющей частью нового реестра. Таким образом, все зарегистрированные вещные права на недвижимость официально признаны и могут быть проверены.
Однако по желанию владельцы, получившие право на недвижимость до 2013 году, могут внести данные в обновленный электронный реестр, чтобы на будущее упростить и ускорить нотариальные и финансовые операции. В этом случае в реестр нужно подать подтверждающие право собственности документы (свидетельство, договор купли-продажи, свидетельство о наследстве и т.п.). В случае утраты или повреждения документов, соответствующее право можно подтвердить через архивы БТИ или данные Реестра прав собственности на недвижимость.
Лично подавать документы нужно через Центр предоставления админуслуг или нотариуса по месту расположения имущества. Если недвижимость находится в Киеве или на Донбассе доступна также опция электронной подачи через «Дию».
Что такое реестр недвижимости?
В нашем видео мы рассказываем, что такое реестр недвижимости, зачем он нужен, что в нем содержится, и как он может помочь в правовых спорах и при истребовании задолженности.
Если вам необходимо проверить объект недвижимости за рубежом или найти собственность должника, обращайтесь в компанию Schmidt&Schmidt.
Мы предоставляем услуги по получению выписок из реестров недвижимости более чем в 60 странах мира.
Выписка из реестра иностранного реестра недвижимости может быть направлена по электронной почте или в виде оригинала экспресс-почтой. При необходимости мы можем заверить выписку из реестра недвижимости апостилем.
Чем мы можем помочь?
Когда вам необходимо получить информацию о наличии объекта недвижимости и ее владельцах за рубежом - услуги Schmidt & Schmidt незаменимы. У нас вы можете заказать выписки из реестров недвижимости более чем 100 стран, включая данные о владельцах и истории сделок.